Художественная галерея Брера
Страница 1

Прочее » Достопримечательности Италии » Художественная галерея Брера

Самое значительное художествен­ное собрание города названо по имени огромного дворца (Palazzo di Brera), где, кроме него, распола­гаются Академия изящных ис­кусств, Ломбардский институт на­ук и литературы, библиотека и об­серватория. На территории комп­лекса разбит ботанический сад.

В XIV в. на этом месте были дома и суконная мастерская, принадлежавшие монахам ордена умилатов. Из-за конфликта с цер­ковью в 1571 г. все их имущество конфисковали в пользу иезуитов, организовавших колледж. Склады перестроили в аудитории, в домах поселились студенты и преподава­тели. Умилаты без боя не сдались. Надпись над одной из дверей двор­ца Брера гласит, что монах-умилат стрелял в архиепископа Карло Борромео из аркебузы, но промах­нулся.

Вскоре колледжу потребова­лось новое здание. Его спроекти­ровал Франческо Мария Риккини. Строительство начали в 1651 г., а закончили в 1773 г. Портал по про­екту Джузеппе Пьермарини со­орудили в 1780 г. В 1811 г. во внут­реннем дворе установили бронзо­вую статую Наполеона в образе Марса работы величайшего скульптора Антонио Кановы. Им­ператор заслужил памятник тем, что распорядился свозить в мест­ные академии художеств картины из оскверненных церквей и монас­тырей. Так начали формироваться коллекции Галереи Академии в Ве­неции, Национальной пинакотеки в Болонье и Пинакотеки Брера.

Экспозицию открывает кол­лекция Эмилио и Марии Йези, ко­торая показывает главные художе­ственные течения в итальянском искусстве первой половины XX в. Живопись представлена работами Боччони, Брака, Каррба, Модиль­яни, Моранди. В собрании скульп­туры преобладают — Медардо Рос-со, Артуро Мари ни и Марино Ма-рини.

Следующая часть галереи отда­на живописи XIV и XV вв. и вклю­чает шедевры Джентиле да Фабиа-но, Андреа Мантеньи, Джованни Беллини и Витторе Карпаччо. Не­большая картина Мантеньи «Мерт­вый Христос» (зал 6) написана в конце жизни художника и предна­значалась им для своей могилы в церкви Сант-Андреа в Мантуе. Она вошла в историю живописи как впечатляющий художественный эксперимент в выборе ракурса. Мертвое тело лежит ногами к зри­телю. «Мертвый Христос» переда­ет драму Голгофы не через описа­ния обстоятельств произошедшего, а через изображение чувств. Это первый пример экспрессионизма, к которому будут обращаться запад­ноевропейские живописцы всех по­следующих эпох.

Если Мантенья достигает та­кого художественного эффекта посредством смелого ракурса, то Джованни Беллини для тех же целей изобретает новую изобра­зительную фигуру - пейзаж. Его «Пьета» переносит трагизм со­бытия в пустынный пейзаж под хмурым небом. Пейзажи сущест­вовали и до Беллини, но он ис­пользует тему природы, чтобы вызвать к жизни целую серию образов и эмоциональных реак­ций.

В следующих залах (итал. saloni napoleonici) выставлены по­лотна и фрески крупного форма­та. «Проповедь св. Марка в Алек­сандрии Египетской» (зал 8) кис­ти братьев Джентиле и Джованни Беллини — наивысшее достижение художественной повествователь­ное. Большая «постановочная» картина с прекрасной сценографи­ей и множеством подробностей на­писана с упоением экзотикой Вос­тока. Зал 9 интересен полотнами Тинторетто «Обретение мощей св. Марка» и Веронезе «Ужин в доме Симона». Рядом находятся произ­ведения местной ломбардской школы. Среди них - полиптих Винченцо Фоппы «Мадонна и свя­тые». Для Милана Фоппа был не­сомненным ренессансным новато­ром. Его творчество отмечено влиянием падуанской живописи, в особенности Мантеньи. Выстав­ленный здесь же Бернардино Луини с его «Мадонной в розовом са­ду» представляет уже тот период художественной истории Милана, когда его живописцы поголовно стали «леонардесками» - последо­вателями поселившегося в их го­роде гения.

Экспозицию продолжают по­лотна других итальянских школ XV в. В зале 20, представляющем искусство Феррары, особенно ин­тересны «Иоанн Креститель» и

«Св. Петр» - боковые панели по­липтиха Гриффони, выполненного в 1473 г. Франческо делла Коссой для базилики Сан-Петронио в Бо­лонье. Другие его части находятся

в музеях Рима, Лондона и Вашинг­тона. В зале 24 собраны шедевры Пьеро делла Франческа, Луки Синьорелли, Браманте и Рафаэля. Фрески прославленного архитек­тора Браманте показывают, что он был отличным и сильным живо­писцем. Если бы не эти миланские фрески, мы бы знали о Браманте-живописце только по литератур­ным свидетельствам. «Обручение Марии с Иосифом» (1504) - луч­шее произведение молодого Рафа­эля. О его поисках идеальной кра­соты Стендаль оставил такую дневниковую запись: «Ни в одном из персонажей нет ничего вульгар­ного, все достойно восхищения. Полная противоположность Тици­ану».

Другое художественное сокро­вище Пинакотеки Брера принадле­жит кисти величайшего живопис­ца раннего итальянского Возрож­дения Пьеро делла Франческа. По традиции его называют Pala Mon-tefeltro (между 1472-1474). Кар­тина изображает Деву Марию со спящим на ее коленях младенцем Христом в окружении ангелов и святых. У ног Мадонны — колено­преклоненный герцог Федериго да Монтефельтро Урбинский. Его не­трудно узнать по знаменитому портрету работы того же худож­ника из флорентийской галереи Уффици. Из-за страшного ране­ния в правую сторону лица Феде­риго всегда изображали в профиль слева.

Страницы: 1 2


Население как объект демографии
Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности. Как самостоятельная наука демография изучает закономерности и социальную обусловленность рождаемости, смертности, брачности и прекращения брака, воспроизводства супружеских пар и семей, ...

Анализ хозяйственной альтернативы
Хозяйственная альтернатива заключается в том, чтобы осуществлять рациональный подход с точки зрения использования природных ресурсов, производить переход на более чистые экологические виды топлива, переход отраслей промышленности на экологически чистые технологии. Также необходимо ведение наблюдени ...

Поверхностные и подземные воды
Эрозия земной поверхности начинается с момента удара дождевых капель о землю. Обратите внимание на обнаженную, лишенную растительного покрова землю после дождя. Вокруг каждого камешка земля вынесена, лишь под ним, как бы под его защитой, сохраняется крошечный участок почвы. Когда дождевой воды выпа ...