Национальный вопрос в современном Китае

Прежде чем подробно рассмотреть конкретное практическое содержание и особенности национального вопроса, в качестве вступления необходимо привести некоторые теоретические аспекты. Анализируя различную литературу по данной теме, нельзя не сказать о методологии китайской национальной политики. В основе многих исследований по новой истории Китая лежит концепция «единого многонационального Китая», или концепция «единой китайской нации», разработанная китайскими учёными в 70-х и конкретизированная в 80-х годах. В этой концепции чётко прослеживаются две тенденции. Первая – это стремление построить научную модель формирования нынешнего «единого многонационального Китая», признающая, что современный Китай образовался в результате длинного и сложного процесса исторического развития. Из этого вытекает вывод об эволюции границ Китая на протяжении его истории, осознание становления государства как длительного и противоречивого исторического процесса. Вторая тенденция, которая преобладала в 70-е – начале 80-х годов, но постепенно преодолевается и изменяется китайскими историками с конца 90-х, исходит из ложных представлений, что Китай всегда, с глубокой древности, существовал и развивался как единое многонациональное государство. В рамках данной концепции отрицается эволюция границ страны, территории обитания любого народа, связанного с ханьцами, воспринимаются как территории Китая. Этот подход также повлиял на освещение целого ряда исторических вопросов, происходила переоценка многих общественных явлений, давалась завышенная оценка роли отдельных личностей в истории, несмотря на явные факты угнетения, ассимиляция малых народов изображалась благом, явно преувеличивалась роль Китая в мировой истории. То есть изображение исторических событий во многом подчинено сиюминутным задачам внешнеполитического, либо внутриполитического курса. При исследовании истории национальностей, проживающих по обе стороны границ Китая с соседними государствами – таджиков, уйгуров, монголов, ороченов, джунгар, казахов, киргизов и других, подчёркивается, что эти народы в прошлом полностью находились под властью либо в сфере влияния китайского императора, а территории их проживания оказались впоследствии утраченными для Китая. Такие географические районы как бассейн реки Амур, о. Сахалин, территории к югу и к востоку от озера Балхаш, Памир, юг Казахстана и многие другие рассматриваются как насильственно отторгнутые от Китая. Данная концепция направлена на подъём национального самосознания китайцев, чтобы сделать популярной идею единства, укрепления и возрождения страны. Такой подход признаёт за всеми народами, проживающими на территории КНР, статус нации, но одновременно в понятие китайская нация включаются все этнические группы, несмотря на различия в языках, культурах и психическом складе. Их роль в истории Китая сводится до минимума, они лишь внесли свой вклад в процесс становления и формирования единого и многонационального китайского государства. Поэтому за меньшинствами не признаётся право на национальное самоопределение, критикуется и отрицается принцип федеративного государственного устройства, а единственно возможным и наилучшим вариантом для развития Китая является организация национально-государственного строительства на принципе районно-национальной автономии, о которой подробно будет сказано далее.