Водный баланс и уровень мирового океана
Страница 3

Прочее » Основы океанологии » Водный баланс и уровень мирового океана

Общая схема циркуляции атмосферы над океаном осложняется в Индийском и отчасти в Тихом океанах воздействием сезонных барических центров, возникающих над Азиатским континентом. Интенсивное нагревание поверхности Азии летом создает здесь область пониженного давления (Южно-Азиатский минимум), в то время как северная часть Индийского и северо-западная часть Тихого океанов имеют на поверхности более низкую температуру, чем прилегающие пространства суши, и более высокое атмосферное давление. В результате происходит подсасывание воздуха с океана в область пониженного давления, возникает летний муссон. Летний муссон направлен от океана в сторону суши и несет с собой обильные осадки. В зимнее время, наоборот, поверхность суши оказывается переохлажденной, здесь образуется область высокого давления. Плотные массы воздуха начинают растекаться в сторону Индийского и Тихого океанов. Таким образом, образуется зимний муссон. Зимний муссон направлен с суши к океану.

Важнейшим фактором, определяющим характер циркуляции воздушных масс, является вращение Земли, что проявляется в действии силы Кориолиса. Сила Кориолиса вызывает отклонение движущихся потоков воздуха от общего направления их движений в Северном полушарии вправо и в Южном влево. Поэтому говорят, что циркуляция воздушных масс имеет геострофический характер (от "гео" – земля и "строфе" – вращение).

Эти основные черты циркуляции атмосферных масс над океаном имеют решающее значение для циркуляции вод Мирового океана.

На дне океанов и в толще воды господствуют в основном постоянные физические характеристики: плотность, соленость, температура воды. Сезонные изменения этих характеристик происходят лишь в самом верхнем слое и не отражаются на геологических процессах на подавляющей части дна Мирового океана. Необходимо отметить, что океан является областью необратимой аккумуляции осадочного материала. Осадкообразование в океане следует рассматривать как один из важнейших экзогенных геологических факторов. Этот фактор имеет огромное значение для формирования рельефа океанического дна.

В.В. Лонгинов разделяет экзогенные геологические факторы в океане:

· на гидрогенные,

· гравитационные,

· биогенные.

К гидрогенным факторам относятся различные виды движения морских вод:

· ветровое волнение и производные от него волны, зыби, прибой;

· цунами;

· приливно-отливные движения вод;

· различные виды течений, сопровождающие ветровое волнение и приливно-отливные колебания;

· внутренние волны;

· вертикальная циркуляция (перемешивание) морских вод;

· различные придонные течения, производящие работу на шельфе, в пределах батиали и абиссали. Придонные течения способствуют переносу осадочного материала. Они обычно имеют направление противоположное поверхностным течениям. Важнейшим фактором их образования в абиссальной зоне Мирового океана является растекание плотных арктических или антарктических вод. Плотные холодные воды стекают по дну и несут с собой массу осадочных частиц. Осадки осаждаются по пути следования течений и образуют крупные аккумулятивные формы рельефа – хребты, косы, возвышенности и т.д. Эти течения способствуют также эрозионной деятельности, в результате которой образуется скалистое дно, лишенное осадочного материала.

Движение морских вод приводит к размыву (абразии) и перемещению частиц донного грунта. В каждом из гидрогенных процессов участвует в той или иной степени сила тяжести. Процессы, где именно сила тяжести является главным фактором движения минеральных частиц, называют гравитационными.

Страницы: 1 2 3 4 5


Промышленность и культура
Вьетнам — в прошлом аграрная страна с быстро развивающимися промышленностью и экономикой. Два центра сельского хозяйства: дельта реки Хонгха (на севере) и дельта Меконга (на юге). Основная сельскохозяйственная культура — рис (более 80% посевов). Возделывают также кукурузу, батат, кофе, чай, маниок, ...

Автодороги и автомобильный транспорт
В Омске на конец 2010 года зарегистрировано 421 тыс. легковых автомобилей, 79,4 тыс. грузовых и 15,7 тыс. - автобусов. В городе активно эксплуатируются наземные виды транспорта. Действует 108 автобусных, 10 троллейбусных и 6 трамвайных маршрутов, а также маршрутные такси. Трамвайные линии в историч ...

ООН и Ирак
16 сентября 2004 Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, впервые за 18 месяцев давая международно-правовую оценку военной операции США и их союзников в Ираке, заявил, что вторжение в Ирак было незаконным и противоречило уставу ООН. До начала боевых действий Кофи Аннан настаивал, что США, прежде чем н ...