Национально-территориальное образование как объект экономического исследования: особенности терминологии
Страница 2

Прочее » Экономика национально-территориального образования - субъекта Российской Федерации Республики Алтай » Национально-территориальное образование как объект экономического исследования: особенности терминологии

В публикациях, посвященных региональным исследованиям, термин «регион» используется авторами по-разному. Так в одной из работ Р.И. Шнипера под регионом понимается республика, автономия, область, район, город;[5] в других источниках регионом называют экономические зоны, укрупненные районы, экономические районы, промышленные узлы, территориально-производственные комплексы, свободные экономические зоны; В.Н. Лексин и А.Н. Швецов в работе «Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития», несмотря на отсутствие чёткого определения, под регионом понимают субъект РФ, административно-территориальные образования, город.[6]

В Указе Президента РФ от 03.06.1996 №803 «Об основных положениях региональной политики в РФ» под регионом понимается «часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ».

Всё вышеизложенное свидетельствует о невозможности дать однозначную трактовку понятию «регион». Если руководствоваться нормативно-правовыми документами, то относительно однородными региональными структурами, характерными для России, следует считать регион как экономический район, регион как федеральный округ, регион как субъект Федерации. В данном исследовании термины «регион» и «субъект РФ» будут использоваться только по отношению к национально-территориальному образованию с присущим ему социально-экономическим комплексом.

Итак, в данном исследовании национально-территориальное образование рассматривается как фактически существующая и действующая основная ячейка территориальной структуры страны, а именно - субъект Российской Федерации (республика, автономия), ставший в последние годы главным субъектом политических и экономических отношений. В данном исследовании субъект РФ (республика, автономия) - это не только хозяйственное образование, порожденное развитием территориального разделения труда, - он также представляет собой сформировавшуюся социально-экономическую систему и в то же время выступает подсистемой социально-экономического комплекса страны.

Важнейшие его признаки таковы:

- историческое прошлое каждой национально-территориальной общности, определяющее трудовые навыки населения, традиции, особенности взглядов и взаимоотношений людей;

- природно-ресурсный потенциал, оказывающий влияние на общую направленность производственной деятельности людей, на характер их материальных потребностей, особенности быта и расселения;

- комплекс экономических, социальных, политических и межнациональных отношений, сложившийся исторически и имеющий многообразные связи с внешней средой;

- наличие территориальных границ и территориальных органов управления.

Кроме того, национально-территориальное образование - субъект РФ обладает правом на саморазвитие и является неотъемлемой частью единого экономического, правового, территориального пространства Российской Федерации.

Страницы: 1 2 


Математическое моделирование в географии
Сущность метода моделирование заключается в исследовании каких либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их модели. Существуют следующие типы моделей: 1) материальные модели, которым относятся пространственно-подобные модели, которые существуют объективно. Они создаютс ...

История формирования экономических районов России.
Нельзя понять особенности и проблемы любой страны, не оценивая ее внутреннее территориальное разнообразие. Это особенно важно для России, чрезвычайно контрастной по природе, историческим особенностям, расселению населения, экономике. Виднейшие ученые России (Ломоносов М.В., Арсеньев К.А., Татищев В ...

Автомобильный транспорт
Большая роль автомобильного транспорта обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта, которые заключаются в следующем: высокая манёвренность и подвижность, позволяющие быстро сосредоточить транспортные средства в необходимом количестве и в нужном мест ...