Национально-территориальное образование как объект экономического исследования: особенности терминологии
Страница 1

Прочее » Экономика национально-территориального образования - субъекта Российской Федерации Республики Алтай » Национально-территориальное образование как объект экономического исследования: особенности терминологии

Под национально-территориальным образованием в Российской Федерации подразумевается создание этносом (нацией, народностью), проживающим на территории своего традиционного обитания, собственного национально-государственного образования и наделение его статусом субъекта Российской Федерации. В России исторически сложились три типа указанных образований - республика, автономная область, автономный (ранее – национальный) округ.

Понятие «субъект Федерации», впервые введенное в российское конституционное право Конституцией 1993 г., связано с исторически сложившейся асимметричностью устройства Российской Федерации, наличием в ее составе государственных образований, основанных на национально-территориальном принципе (республики, автономии), и иных, основанных на территориальном принципе (края, области, города федерального значения). Охват всех этих форм понятием «субъект Федерации», не известным ранее действовавшим конституциям, подчеркнул их общую природу как равноправных членов Российской Федерации. В то же время это не исключает некоторых различий в их правовом статусе, а тем более экономических и иных социальных различий, сложившихся в процессе исторического развития. Это предопределяет основную цель государственной региональной политики - выравнивание не только правового статуса, но и фактических экономических и иных социальных возможностей субъектов Российской Федерации. Децентрализация и экономическая регионализация России способствовали расширению самостоятельности ее субъектов в решении вопросов территориальной организации и управления.

В настоящее время в составе Российской Федерации находятся 83 субъекта, из которых к национально-территориальным образованиям относятся 26 субъектов, в том числе 21 республика, одна автономная область, 4 автономных округа (рисунок 1).[1] На долю национально-территориальных образований приходится 52% территории России, в них проживает 46% населения.[2]

Рис. 1. Регионы России на 1 марта 2008 г.

Как видно из рисунка 1 к национально-территориальным образованиям относятся: республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия–Алания, Татарстан, Тыва, Хакасия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Удмуртская, Чеченская и Чувашская республики, Ямало-Ненецкий, Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский автономные округа, Еврейская автономная область.

Региональный подход к рассмотрению экономических проблем национально-территориальных образований РФ предполагает изучение территориальной специфики и интересов потребителей. Специфика российской регионализации заключается в существовании определенных противоречий во взаимоотношениях региональных властей с Федерацией и отсутствием научно обоснованного и практически действенного механизма анализа, планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона в условиях рыночной экономики.

В России вопросы развития национально-территориальных образований тесно связаны с экономическим и административным районированием. С 1970-х гг. прошлого века экономические районы в СССР были официально признаны прогрессивной формой пространственной организации производительных сил, позволяющей получить народно-хозяйственный эффект. Практика многих лет показывает, что, несмотря на некоторые несоответствия и недостатки, при централизованном государственном управлении данная схема и механизмы работали достаточно эффективно.[3]

Термин «регион» появился в русском языке позднее, чем термин «район». Он связан, прежде всего, с новым направлением в экономической науке - региональной экономикой, определение которой дал академик Н.Н. Некрасов в 1975 г. Его заслугой является определение основных критериев региона и их классификация.[4]

Со временем термин «регион» приобрёл излишнюю многозначность. В учебных пособиях, словарях, публикациях определения понятия «регион» зачастую носят противоречивый характер и представляют собой общую трактовку.

Страницы: 1 2