Основные понятия рынка труда
Страница 1

В самом общем виде рынок - система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг. Рынок можно рассматривать также как экономическое и географическое пространство, на котором происходит процесс товарного обращения, обмена товаров на деньги и, соответственно, денег на товары. Рынок понимается и как механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей товаров и услуг.

Каждое из названных определений (система отношений, пространство, механизм) дает сущностную характеристику одной из сторон многогранного понятия «рынок». Различают рынки сырья, материалов, топлива, готовой продукции, ценных бумаг, кредитов и др. Функционирование каждого из них имеет свои особенности, связанные со спецификой товара, выступающего объектом купли-продажи на данном рынке. Среди рынков особое место занимает рынок труда, являющийся фундаментом рыночных отношений, поскольку управление экономикой предполагает прежде всего управление трудовой деятельностью. Рынок труда - это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы). [5; с.54]

В структуре рынка труда можно выделить следующие компоненты:

1. Субъекты рынка труда;

2. Экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;

3. Рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

4. Безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

5. Рыночная инфраструктура.

Совокупность названных компонентов и их взаимосвязь между собой вполне достаточны для возникновения функционирования рынка труда в современных условиях. Основные характеристики компонентов рынка труда:

Субъекты рынка труда – это наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели и их союзы, государство и его органы.

Наемные работники – это граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства – менеджеру профессиональной подготовки. Абсолютное большинство занятых (около 90 %) это наемные работники, поэтому характеристика всех занятых в том или ином разрезе дает представление о качестве рабочей силы, способности и готовности индивидуумов участвовать в рыночных отношениях и выбирать способы этого участия. [15; с.46]

Работодатель – это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. Статистика пока не дает точной численности и не анализирует качественный состав работодателей. На малом предприятии работодатель обычно собственник средств производства. В крупных акционерных компаниях и на государственных предприятиях работодатель сам является наемным работником акционеров или государства. В акционерном обществе работодателем выступает менеджер, который может иметь часть акций предприятия. На унитарном государственном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства. Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта оно выполняет следующие функции:

1. Социально-экономические, связанные с обеспечением полной занятости путем стимулирования создания рабочих мест в всех секторах экономики;

2. Законодательные, связанные с разработкой основных юридических норм и правил;

3. Регулирования рынка труда косвенными методами;

4. Защиты прав всех субъектов рынка труда;

5. Ролевые (функции работодателя на государственных предприятиях).

Степень выполнения указанных функций зависит от экономических, политических, социальных факторов, и их конкретного сочетания в том или ином историческом периоде.

Второй компонент – юридические нормы и экономические программы. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы предусмотрены в Конституции Российской Федерации, и в Законе “О занятости населения Российской Федерации”, других законах. Данные нормы конкретизируются в Указах Президента Российской Федерации, решениях правительства в ежегодно, или на 2 года принимаемых Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, в коллективных договорах, заключаемых на предприятиях.

Страницы: 1 2


Общая характеристика фарфора. История возникновения
Фарфо́р (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур)— вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивающийся. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук (в зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным). Фарфор обладает высокой ме ...

Реки
Иртыш "роющий землю" Главная водная магистраль области (длина более 4000 км). По протяженности превосходит Енисей и Обь. Современные исследования показывают, что Иртыш древнее Оби и зародился не менее 3 млн. лет назад. Основываясь на этом, можно считать, что Обь - приток Иртыша (тогда пол ...

Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России
Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России. Система экономических районов – основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых и региональных программ.Экономическое районирование служит предпосыл ...