Водный транспорт

Внутренний водный транспорт (он же - речной) относится к одному из древнейших видов транспорта. Он развит на реках Камского бассейна. В районе протекает 9 крупных рек; расположено десять озер, из которых Иртяш, Уелги, Пелымский Туман и Увильды имеют площадь зеркала более 50 км2. Перевозки водным транспортом осуществляются по рекам Кама, Белая, Чусовая, Тобол, Тура, Урал, Вишера и Тавда, которые судоходны от 200 до 240 дней в году. Для многих населенных пунктов в УрФО единственным связующим звеном с «Большой землей» является внутренний водный транспорт. Общая протяженность судоходных речных коммуникаций округа составляет 11,4 тысячи километров, по которым ежегодно перевозится порядка 1,9 миллиона тонн грузов и 600,0 тысяч пассажиров. Водный транспорт развит в республике Башкортостан – судоходство осуществляется по рекам Белая и Уфа; в республике Удмуртия – пристани Сарапул, Камбарка. в последние десятилетия сокращается и в настоящее время. Поскольку внутренние водные пути являются в основном естественными, то при организации судоходства требуются значительно меньшие (в 6-7 раз) первоначальные капитальные вложения на 1 км пути, чем на постройку железной или автомобильной дороги равной пропускной способности. Однако доля речного транспорта в. грузообороте постоянно падает, так как он не выдерживает конкуренции с другими видами магистрального транспорта, и прежде всего, с железнодорожным транспортом, сфера применения которого в сравнении с речным транспортом практически идентична. Более того, речной транспорт практически превращается в специфический вид технологического транспорта, так как свыше 70% перевозимых им грузов составляют минеральные строительные материалы.

Кама

Кама - река в европейской части России, левый и самый крупный приток реки Волги. На реке создано 3 водохранилища и ГЭС: от устья реки Уролка (996 км от устья Камы) начинается Камское водохранилище (Камская ГЭС), непосредственно ниже его — Воткинское водохранилище (Воткинская ГЭС), за ним — Нижнекамское водохранилище (Нижнекамская ГЭС). Создание водохранилищ улучшило судоходные условия. Кама судоходна до посёлка Керчевский (966 км) — крупнейшего сплоточного рейда, а в высокую воду — ещё на 600 км. Судоходные глубины на нижней Каме поддерживаются дноуглубительными работами. Основные порты и пристани: Соликамск, Березники, Лёвшино, Пермь, Краснокамск, Чайковский, Сарапул, Камбарка, Набережные Челны, Нижнекамск, Чистополь. От Перми регулярные пассажирские рейсы до Москвы, Нижнего Новгорода, Астрахани и Уфы.

Белая

Белая-река на Южном Урале и в Предуралье, левый и самый крупный приток Камы. Протекает по территории Башкортостана. Белая — важная водная магистраль Башкортостана. Река доступна для судоходства от Табынска (656 км). Регулярное сообщение осуществляется от Уфы. Белая является составной частью водного пути Москва — Уфа, по которому организованы туристские рейсы.

Чусовая

Чусова́я, в верховьях Полуденная (Полдневая) Чусовая — река на Среднем Урале, левый приток Камы. Река судоходна от города Чусовой, однако транспортное значение её невелико. В устье реки находится железнодорожный мост с лимитирующей высотой пролёта 9,5 м, что серьёзно ограничивает перечень видов речных судов, которые могут пройти из Камы в Чусовую.

Тобол

Тобол река в Казахстане и России, левый приток Иртыша (бассейн Оби). Тобол судоходен на 437 км от устья. Сток реки зарегулирован рядом водохранилищ. Осуществляется сплав леса.

Тура

Тура́ — река в Свердловской и Тюменской областях России, левый приток Тобола (бассейн Иртыша). Судоходна на 635 км от устья. На Туре — три водохранилища.


Каражал
Город областного подчинения в Карагандинской области Казахстана. Конечная станция железно-дорожной ветки (66 км)от линии Жарык — Жезказган. Возник в связи с развитием горнодобывающей промышленности (железная руда). Подчинённые городской администрации Каражала населённые пункты: посёлок Жайрем посёл ...

Анализ эколого-ресурсной альтернативы
Альтернативной является развитие отраслей промышленности, не связанных с нефтепереработкой, химических и нефтехимических промышленностей. Развитие их приведет к решению проблемы занятости населения поселков, которые в большей мере страдает от безработицы, а также эти отрасли будут производить во мн ...

Территориальные природно-технические системы, типология, подходы к изучению
К настоящему времени вопросы управления природно-техническими системами довольно слабо проработаны. Однако существуют позитивные примеры постановки и решения данных проблем. Они связаны с проектированием и управлением противоэрозионными системами в работах Г.И. Швебса. Он отмечает естественное стре ...