Перспективы и пути развития комплекса в условиях рыночной экономики

Прочее » Машиностроительный комплекс России » Перспективы и пути развития комплекса в условиях рыночной экономики

Распад СССР как единого государства и образование новых независимых республик способствовали усугублению распада в экономике. Нарушение договорных обязательств по поставкам продукции, натурализация обмена, возникновение в широких масштабах бартерных сделок придали большую интенсивность развитию экономического сепаратизма республик и отдельных регионов. Меняются налаженные связи по поставкам комплектующей и конечной продукции машиностроения. Высок уровень территориального разделения труда, а также монополизм, присущий машиностроительному комплексу СССР, обусловили отсутствие в России целого ряда производств, необходимых для нормального функционирования машиностроительного комплекса в целом.

Радикальные рыночные реформы и конверсия военных производств 1992-1996 годов привели машиностроительный комплекс к кризису. Резко изменившийся в первой половине 90-х годов спрос на продукцию стал причиной спада производства, снижения темпов НТП, разрыва хозяйственных связей, неконкурентоспособности изделий, старения основных фондов. Возник дисбаланс между производственным потенциалом и практическим уровнем производства. Резко сократился удельный вес машиностроительной продукции в общем объеме российского экспорта, составив в 1995 году -3,7%. Кризисные процессы в отрасли усугубились в связи с высоким уровнем концентрации и монополизации производства. Структурная перестройка в машиностроительном комплексе происходит медленно из-за слабой адаптации к работе в новых экономических условиях и отсутствия у предприятий оборотных средств.

В настоящее время почти все предприятия гражданского машиностроения стали акционерными обществами. Однако на большинстве приватизированных предприятиях еще не произошло существенных изменений в структуре, номенклатуре и объемах производства продукции.

Все эти явления привели к необходимости создания определенной программы развития машиностроительного комплекса в условиях рыночной экономике. Стали разрабатываться основные перспективы и пути развития комплекса. Было поставлено ряд задач, из которых наиболее главной является:

- Коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники.

- Преодоление экономического кризиса, приведшего к резкому сокращению производства, нарушению внутрирайонных и межрайонных связей, утрате конкурентоспособности многих изделий на мировом рынке.

- Разработка и внедрение новых базовых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции.

- Оживление инвестиционной активности.

- Государственная поддержка производств с высокими технологиями. Без этого не удастся достичь технологического обеспечения развития экономики, участие страны в качестве полноправного партнера в международном разделении труда.

- Модернизация и техническое перевооружение действующих предприятий.

- Широкая конверсия оборонных производств.

Важную роль должно сыграть внедрение передовых форм организации производства. В результате конверсии машиностроительные предприятия оборонного комплекса будут ориентированы на производство сложной, наукоемкой, высококачественной техники, а также машин и оборудования для легкой, пищевой промышленности, сельского хозяйства.


Перспективы развития
Стратегической целью развития отрасли в долгосрочной перспективе является - обеспечение потребности рынка конкурентоспособной продукции, требований оборонной, экономической и экологической безопасности на основе создания и внедрения ресурсосберегающих технологий, способных удерживать позиции на вну ...

Освоение Земли человеком. Страны мира
Большинство ученых считает, что древняя родина человека - Африка и Юго-Западная Евразия. Постепенно люди расселились по всем материкам земного шара, за исключением Антарктиды. Предполагают, что вначале они освоили удобные для жизни территории Евразии и Африки, а затем другие материки. На месте Бери ...

Южно-Уральская железная дорога
Южно-Ура́льская желе́зная доро́га — один из филиалов ОАО «РЖД», железная дорога пролегающая по территории Оренбургской, Челябинской, Курганской и части Свердловской области, Башкирии и Казахстана. Управление дороги находится в Челябинске. До 1 января 2011 года в состав дороги входило ...