Открытие и освоение Сибири
Страница 7

Прочее » Открытие и освоение Сибири

В истории освоения Сибири и Дальнего Востока есть и мрачные страницы: далеко не все из произошедшего на этой территории за последние столетия имело и имеет положительное значение.

В последнее время территории за Уралом вызывают большую тревогу из-за накопившихся экологических проблем.

Еще свежа память о Сибири как месте каторги и ссылки, главной базе ГУЛАГа. Коренным обитателям освоение Северной Азии, особенно на начальном этапе русской колонизации края, принесло немало бед. Оказавшись в составе Российского государства, народы Сибири и Дальнего Востока должны были платить натуральную подать — ясак, размер которого хотя и уступал налогам, возлагавшимся на русских переселенцев, но был тяжел из-за злоупотреблений администрации. Пагубные последствия для некоторых родов и племен имели ранее неведомое им пьянство и инфекционные болезни, занесенные переселенцами, а также оскудение промысловых угодий, неизбежное в ходе их сельскохозяйственного и промышленного освоения. Но для большинства народов Северной Азии положительные последствия русской колонизации очевидны. Прекратились кровавые усобицы, аборигены переняли у русских более совершенные орудия труда и эффективные способы хозяйствования. У некогда бесписьменных и еще 300 лет назад живших в каменном веке народов появилась своя интеллигенция, в том числе ученые и писатели. Неуклонно росла и общая численность коренного населения края: в середине ХIХ в. она достигла уже 600 тыс. человек, в 20 — 30-х гг. 20 в. — 800 тыс., а в настоящее время составляет более миллиона. Русское население Северной Азии увеличивалось за эти годы еще быстрее и в середине 19 в. насчитывало 2,7 млн. человек. Теперь оно превышает 27 млн., но это результат не столько естественного прироста, сколько интенсивного переселения за Урал уроженцев Европейской России. Оно приняло особенно крупные размеры в ХХ в., причин тому несколько. Это столыпинская аграрная реформа, раскулачивание в конце 1920 — 1930-х гг.; широкая вербовка рабочей силы для строительства на востоке страны заводов, рудников, дорог, электростанций в годы первых пятилеток; освоение целинных земель в 1950-е гг., разработка нефтегазовых месторождений, гигантские новостройки Сибири и Дальнего Востока в 1960 — 1970-е гг. И в наши дни, несмотря на все трудности, продолжается освоение сурового, но сказочно богатого и далеко не исчерпавшего своих потенциальных возможностей края, ставшего 300 лет назад российской землей.

Главным событием Сибири стало строительство Транссибирской магистрали, которая связывала Сибирь и Дальний Восток с Европейской Россией. Ее строительство начато в 1890 – 1900 годах.

В ХХ веке Сибирь выступает как тыл во времена русско-японской войны. Сибирь продолжает развиваться. С началом Гражданской войны в Сибири свергается Советская власть, и она становится центром Белой армии во главе с ее предводителем Колчаком. Колчак устраивает в Омске свою резиденцию.

В 1925 году после свержения Колчака и восстановления в Сибири Советской власти начинаются преобразования. Это коснулось губерний расположенных в Сибири, их объединили в Сибирский край. Главным городом этого края стал Новосибирск, а в 1930 году он был разделен на Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский край.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Автодороги и автомобильный транспорт
В Омске на конец 2010 года зарегистрировано 421 тыс. легковых автомобилей, 79,4 тыс. грузовых и 15,7 тыс. - автобусов. В городе активно эксплуатируются наземные виды транспорта. Действует 108 автобусных, 10 троллейбусных и 6 трамвайных маршрутов, а также маршрутные такси. Трамвайные линии в историч ...

Фарфорофаянсовая промышленность России
Фарфоро-фаянсовая промышленность — отрасль лёгкой промышленности, специализирующаяся на выпуске изделий тонкой керамики: хозяйственного и художественного фарфора, фаянса, полуфарфора и майолики. История фарфорово-фаянсовой промышленности России берёт своё начало с 1744 года, когда в Петербурге была ...

Ядерная программа. Оружие США
Правительство Ирака намерено купить в Восточной Европе до 2 000 танков Т-72 стоимостью около $6 млрд. Планируется, что основными поставщиками боевой техники станут Чехия, Польша, Украина и Словакия, которые планируют перевооружить свои армии по стандартам НАТО. Танки планируется значительно модерни ...