Северный морской путь
Страница 1

К началу30-х годов стало ясно, что использование Северного морского пути для регулярной связи между Европейским Севером и Дальним Востоком вполне возможно. Оставалось только доказать на практике, что из Северной Европы можно пройти на Дальний Восток в одну навигацию. Это и совершила в 1932 году экспедиция Арктического института под начальством О. Ю. Шмидта на ледокольном пароходе "Сибиряков". Судно вышло из Архангельска 28 июля 1932 года, через Маточкин Шар прошло в Карское море и 3 августа 1932 года достигло порта Диксон, где простояло до 11 августа, дожидаясь транспорта с углём. Оттуда корабль взял курс на Северную Землю и идя по совершенно чистой воде, обнаружил на пути остров Сидорова (75о 08/ с.ш., 82о 02/ в.д.; название дано в честь военного гидрографа К. Е. Сидорова), положив тем самым начало открытию группы островов Арктического института. Затем "Сибиряков" обогнул с севера остров Комсомолец, причём достиг 81о28/ с.ш., прошёл в море Лаптевых до бухты Тикси, то по чистой воде, то преодолевая тяжёлые льды. В конце августа он вышел из Тикси, взяв на буксир два колёсных ленских парохода для перевода их в Колыму, довёл их до устья Колымы и продолжил путь на восток. Многолетние торосистые льды "Сибиряков" встретил только за 167о в.д., у Чаунской губы. Медленно пробивая себе путь через них, пароход добрался 10 сентября до острова Колючин (67о 30/ с.ш., 174о 39/ з.д.). Льды становились всё тяжелее и здесь сломались все четыре лопасти винта. Потребовалось шесть дней, чтобы заменить их запасными. "Сибиряков" продолжил плавание к Берингову проливу, но через два дня, у 172о з.д., льдиной срезало вал винта с муфтой и лопастями. Судно десять дней дрейфовало со льдами в различных направлениях. К счастью, 27 сентября подул северо-западный ветер, и льды несколько разошлись. На "Сибирякове" поставили 11 парусов, частью сшитых из брезента, частью шлюпочных и начали медленно продвигаться на юго-восток к кромке льда, за которой виднелось море. 1 октября пароход вышел на чистую воду у северного прохода в Берингов пролив. Несмотря на потерю восьми дней у Диксона и на две аварии у северного побережья Чукотского полуострова, "Сибиряков" впервые в истории прошёл в одну навигацию Северный морской путь – от устья Северной Двины до Берингова полива – в два месяца и три дня. Между тем к кромке льда несколько раньше подошёл вызванный по радио траулер "Уссуриец", который отбуксировал пароход в Петропавловск, а затем в Иокогаму. Закончив здесь ремонт, "Сибиряков" 1 января 1933 года вышел в море, обогнул с юга Азию и через Суэцкий канал, обойдя с юга и запада Европу, 7 марта прибыл в Мурманск.

В 1934 году ледорез "Литке" без аварий прошёл в одну навигацию (13 июля – 22 сентября) Северным морским путём с востока на запад (Владивосток – Мурманск). При этом он в середине августа освободил из льдов три парохода, зимовавших среди островов Комсомольской Правды, затратив пять суток, а в сентябре 12 суток обслуживал Карскую операцию.

В 1935 году Северным морским путём в одну навигацию прошли четыре обыкновенных грузовых парохода: два из Мурманска во Владивосток и два в обратном направлении. В дальнейшем такие плавания стали обычным делом. А в 1939 году ледокол "И.Сталин" совершил двойное сквозное плавание в одну навигацию: из Мурманска в бухту Угольная Анадырского залива Берингова моря (63о с.ш., 179о25/ в.д.) и обратно. Северный морской путь был окончательно освоен. По нему в годы Великой Отечественной войны переходили военные корабли с Дальнего востока в Баренцево море, а после войны систематически совершаются массовые перевозки народнохозяйственных грузов.

В настоящее время Северный морской путь обеспечен широкой сетью полярных станций, оборудованными арктическими портами, ледоколами различного типа, в том числе и атомоходами. Трасса Мурманск – Владивосток действует полгода, а на участке Мурманск – Дудинка (на Енисее) – круглогодично.

Страницы: 1 2


Транспорт
Главные железнодорожные магистрали, проходящие через территорию удмуртии: Казань - Екатеринбург и Киров - Пермь. Довольно развит автомобильный транспорт. Судоходство по р. Каме не отличается большой протяженностью (около 200 км) и осуществляется только 6 месяцев в году. Столица связана авиалиниями ...

Поверхностные и подземные воды
Эрозия земной поверхности начинается с момента удара дождевых капель о землю. Обратите внимание на обнаженную, лишенную растительного покрова землю после дождя. Вокруг каждого камешка земля вынесена, лишь под ним, как бы под его защитой, сохраняется крошечный участок почвы. Когда дождевой воды выпа ...

История формирования региона, геологическое строение и рельеф
Разные районы физико-географической провинции Алтай наряду с некоторыми общими чертами геотектоники имеют и существенные различия и прежде всего неодинаковый возраст морфоструктур. Западный Алтай — результат герцинского орогенеза. Центральный и Восточный Алтай с прилегающими к ним межгорными и пред ...