Нормативно-правовой статус ЗАТО (военный городок)
Страница 1

Прочее » Жизнеобеспечение семей в военных городках и в ЗАТО » Нормативно-правовой статус ЗАТО (военный городок)

Радикальные реформы в стране, трансформация экономической системы, формирование рыночных отношений и разгосударствление общественной жизни определили необходимость обновления технологий социального управления не только на федеральном уровне, но и на уровне различных территориальных общностей, одной из которых является, ЗАТО (военный городок).

Закрытое административно-территориальное образование

- имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Закон о закрытых административно-территоиальных образованиях был принят в 1992 г. Настоящий Закон устанавливает правовой статус закрытого административно-территориального образования, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права. Под его действием оказалось 47 городских поселений, насчитывающих общей сложности около 1,5 млн. жителей, 10 находятся в ведении Минатома (бывшего Минсредмаша) и 37 — в ведении Минобороны РФ. Среди первых преобладают городские поселения при военно-морских базах на побережье Кольского п-ова, Камчатки и Дальневосточного Приморья, космодромах (Плесецк), испытательных полигонах (Капустин Яр) и других военных объектах. Ко вторым относятся «атомграды», сосредоточивающие почти 2/3 всего населения ЗАТО.

«Атомграды» в системе закрытых административно-территориальных образований образуют наиболее элитарную в научно-техническом отношении структуру, включающую НИИ, КБ, опытные заводы и т. д., с двумя федеральными ядерными центрами, один из которых Саров (б. Арзамас-1б), где была создана первая в стране атомная бомба, другой — Снежинск (б. Челябинск-7О), родина первой российской водородной бомбы. В закрытых городах ядерной специализации производят не только уран и плутоний, различные виды ядерного оружия (боеголовки), но также редкоземельные элементы, точные приборы, электронику, средства космической техники и другие изделия, необходимые в первую очередь для атомной промышленности. Предприятия «атомградов» отличаются четкой специализацией, в совокупности образуя целостный ядерный топливный цикл.

Большинство «атомградов» расположено в европейской части страны. Б их числе пять городов на Урале: Снежинск, Озерск (б. Челябинск-65), Новоуральск (б. Свердловск-44), Лесной (б. Свердловск-45), Трехгорный (б. Златоуст-36). По одному такому городу есть в Волго-Бятском районе – Саров - и в Поволжье - Заречный (б. Пенза-19). На восточные районы приходится три «атомграда»: один в Западной Сибири — Северск (б. Томск-7) и два в Восточной Сибири — Железногорек (б. Красноярск-26) и Зеленогорск (б. Красноярск-45). Самый крупный из 4атомградов<> по численности населения — Северск (более 100 тыс, жителей). Близко к нему стоят Новоуральск и Озерск.

Исходя из сложившейся политики размещения производительных сил и оборонной концепции, административно-терриориальные образования (города и поселки) были, в соответствии с действующими нормативными актами, созданы как закрытые. Распоряжением Правительства РФ от 4 января 1994 г. с 3-Р были «открыты» не только имена ЗАТО, но и данные их населения. В отличие от военных городков ЗАТО (военный городок) представляет собой муниципальное образование, прошедшее все этапы реформ местного самоуправления.

До 1991 г. в ЗАТО (военный городок), находящихся в ведении Министерства обороны и Управления ракетных войск стратегического назначения (РВСН), существовали, наряду с военным командованием, поселковые советы. Они финансировались из бюджета субъекта Федерации, на территории которого находились. Начало первого этапа реформы местного самоуправления было отмечено принятием в 1991 г. Закона о местном самоуправлении в РСФСР с целью изменения жестко централизованной системы Советов. В действительности он не способствовал становлению реального самоуправления. Произошла децентрализация управления, но сохранилась его жесткая подчиненность по вертикали. На органы местного самоуправления была возложена ответственность за ряд аспектов развития территории. Сохранение принципа остаточного финансирования обусловило необходимость правового оформления статуса (военный городок), которое и было осуществлено на основании постановления Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г.

Страницы: 1 2 3


Города-спутники Алма-Аты
Характерной особенностью спутникового развития Алма-Аты является его веерообразная ориентированность на север, запад и восток, и практически полное отсутствие строительства на юге, где расположен высокогорный хребет Заилийский Алатау. Основными спутниками города в радиусе 50 километров являются гор ...

Демография
Среди регионов страны Закарпатье, предпоследнее по территории, по численности населения находится на 19 месте, обходя Херсонскую (1173,7), Ровенскую (1173,1), Тернопольскую (1142,0), Кировоградскую (1128,7), Волынскую (1066,6), Черновицкую (922,7 тыс. чел) области. В общей численности населения Укр ...

Климат и почвы
Климат относится к числу важнейших факторов образования ландшафтов. Он обусловливает основную закономерность географии ландшафтов – их широкую зональность. Климат любой территории образуют три взаимно связанных атмосферных процесса: теплообмен, влагооборот и общая циркуляция атмосферы. Эти процессы ...