Государственный и политический строй Турции
Страница 1

Прочее » Экономико-географическая характеристика Турции » Государственный и политический строй Турции

Органы государственного управления.

Турецкая Республика была провозглашена 29 октября 1923. Это произошло после победы национально-освободительного движения во главе с Мустафой Кемалем (известным с 1934 как Ататюрк) в войне за независимость с державами Антанты, которые разгромили Османскую империю в Первой мировой войне, и с греческими войсками, которые попытались захватить значительную часть Анатолии. Конституция 1924 провозглашала, что «суверенитет принадлежит народу» и создавала такую структуру управления, при которой почти вся власть была сосредоточена в руках однопалатного законодательного органа – Великого национального собрания.

Депутаты Великого национального собрания получали от электората полномочия на четырехлетний период и сами на тот же срок избирали президента, который как глава государства, в свою очередь, назначал премьер-министра и правительство. Конституция провозглашала независимость судебной системы и гарантировала права и свободы граждан. В течение 1920-х годов был разработан новый судебный.

Кемаль оставался президентом вплоть до своей смерти в 1938, а НРП продолжала управлять страной до 1950, пока не потерпела на выборах поражения от Демократической партии (ДП). 27 мая 1960 правительство было свергнуто армией под тем предлогом, что правившая с 1950 по 1960 ДП злоупотребляла властью. Для реорганизации кабинета министров и политической системы Турции был создан Комитет национального единства, состоявший из 38 членов во главе с Джемалем Гюрселем.

Новая конституция, одобренная на всенародном референдуме 9 июля 1961, содержала несколько важных поправок. Были расширены основные права и свободы граждан, включая свободу убеждений, печати и публичных выступлений и гарантии равенства для немусульман. Парламент теперь состоял из двух палат: Сената и Национальной палаты, которая может преодолеть вето Сената 2/3 депутатских мандатов. Президент избирался сроком на 7 лет 2/3 голосов обеих палат; после избрания он был обязан покинуть ряды своей партии и оставаться вне политики.

В 1971 военные вновь вмешались в политику, надеясь подавить общественное недовольство. В Конституцию 1961 были внесены поправки, ограничивавшие политические свободы и права граждан. Было введено чрезвычайное положение, действовавшее до октября 1973. Однако широкие народные волнения и паралич правительства привели в сентябре 1980 к новому военному перевороту и очередному объявлению чрезвычайного положения.

Военный режим сформировал для разработки проекта новой конституции в 1981 Консультативное собрание, которое одобрило новую конституцию в сентябре 1982. Конституция вступила в действие после ее принятия на общенародном референдуме в ноябре 1982.

Конституция 1982 включала длинный перечень гражданских и политических прав, которые могли быть ограничены в случае необходимости защиты «национальной безопасности», «единства государства» и «общественной нравственности». Правительству предоставлялась право вводить чрезвычайное или осадное (военное) положение. Конституция предусматривала всенародные выборы однопалатного Великого национального собрания, которому предоставлялась вся полнота законодательной власти, право назначать премьер-министра и формировать Совет министров, ответственный перед парламентом, а также создавать Конституционный суд. Президенту, избираемому Великим национальным собранием сроком на 7 лет, вручались большие полномочия по исполнительной линии и право вето на законодательные акты. При этом «временными постановлениями» планировалось, что глава военного режима генерал Кенан Эврен становится президентом на первый семилетний срок после вступления конституции в действие.

Политические партии.

С 1961 и вплоть до прихода к власти военных в 1980 на политической сцене Турции доминировали Народно-республиканская партия (НРП) и Партия справедливости. НРП была основана в 1923 Мустафой Кемалем. Она находилась у кормила правления в Турции до 1950 и твердо придерживалась политики секуляризма и государственного контроля над экономикой. Партия справедливости состояла в основном из бывших членов Демократической партии, которая находилась у власти с 1950 по 1960. Обе эти партии пользовались примерно равным влиянием, а большинство сформированных ими правительств были коалиционными.

Страницы: 1 2 3


Достопримечательности Рима
Рим — столица Италии, один из древнейших городов мира (основан VIII в. до н. э.). Город интересен сочетанием всемирно-известных памятников древнего Рима и средневековья. Ежегодно его посещают до 3,5 млн туристов. Всего 44 га занимает государство Ватикан, расположенное на одном из холмов Рима. Римск ...

Недостаточная степень глубины переработки древесины
Иркутская область является крупным поставщиком круглого леса. Однако опыт развитых стран свидетельствует, что для повышения эффективности экспорта и бюджетоотдачи вывозимого ресурса необходимо увеличивать глубину его переработки. Если лес будет перерабатываться на территории России и будет создават ...

Экономика Швеции
В XX веке в Швеции произошло то, что часто называют «экономическим чудом». В течение всего лишь нескольких десятилетий бедная аграрная страна превратилась в одну из богатейших и самых высокоразвитых индустриальных держав. Основу этого беспрецедентного развития составили огромные природные богатства ...