Концепции регионального развития страны
Страница 9

Прочее » Региональное развитие РК » Концепции регионального развития страны

Сокращается набор конкурентоспособных производств для некоторых добывающих регионов. Потому кардинальное развитие получат, по всей видимости, западные регионы.

Конечно, роль центра в унитарном государстве не может быть перечеркнута вовсе. В отличие от федеративного для унитарного государства, наверное, более применим термин "государственное регулирование регионального развития", поскольку центр более тесно участвует в этом процессе. Однако каковы же должны быть принципы такого регулирования?

На наш взгляд, главным должен быть при этом принцип равноправия регионов.

Создание системы государственного регулирования регионального развития проходит через многочисленные коллизии в отношениях центра и регионов и особенно экономической сфере: распределения собственности, доходов от нее, налогов, финансирование расходов региональных бюджетов, конкретных прав на внешнеэкономическую деятельность.

Основы экономического механизма региональных отношений (под термином региональные отношения мы понимаем отношения как между центром и регионом, так и межрегиональные) должны развиваться в направлениях совершенствования бюджетно-налоговой системы, разделения государственной собственности и доходов собственности между региональными и муниципальными уровнями, уточнения разграничения предметов ведения и экономической ответственности между центром, регионами.

Децентрализация процессов управления, передача территориям части прав республиканских органов управления, - актуальная задача для Казахстана.

При этом самым злободневным является создание межбюджетных отношений, отвечающие региональным интересам. Основным принципом бюджетного федерализма должна стать широкая совокупность бюджетных полномочий и ответственности и нормативное закрепление за территориальными бюджетами собственных источников.

Алма-Аты может, например, собирать налоги со штаб-квартир расположенных в ней корпораций (как штат Делавэр в США), а также значительные суммы от налога с продаж (как Флорида и Вашингтон). Другие регионы могли бы получать большинство доходов от налогообложения природных ресурсов (как Аляска и Вайоминг в США), используемых на ее территории, третьи - с подоходного корпоративного налога (как штат Орегон). Зачем, например, существует единая ставка НДС во всех регионах, если в депрессивных регионах он только препятствует развитию промышленности и предпринимательства?

Акцизы можно устанавливать не только по оборотам, но и по прибыли.

Как мы уже отмечали, целью новой региональной политики является достижение межрегиональной интеграции, основанной на экономических взаимосвязях регионов.

Можно выделить следующие типы интеграции между регионами: технологическая, коммерческая и общеэкономическая.

Технологическая возникает между предприятиями с пространственным разделением стадий производства и осуществляется в форме ТНК, трансрегиональных корпораций акционерного типа.

Коммерческая интеграция развивается через товарные рынки или создание интегрированных производственных структур (ФПГ и др.), что способствует развитию торгово-экономических связей между регионами.

Общеэкономической интеграции способствуют различные негосударственные ассоциации.

Региональные экономические модели в общем случае должны быть направлены на:

формирование массовой покупательной способности всех слоев населения, развитие внутреннего рынка;

уменьшение налогов с доходов, получаемых от инвестиционной деятельности и увеличение их с недвижимости, природных богатств, со сделок с ценными бумагами, с производств, загрязняющих атмосферу, введение прогрессивного налога на сверхприбыли и доходы, акцизов на предметы роскоши и использование этих средств для увеличения доходов наименее обеспеченных слоев населения;

создание механизма социальных гарантий и защиты на основе социального партнерства. На основе общественного согласия следует решать проблемы уровня оплаты труда, безработицы, финансово-кредитного климата региона (налоги, тарифы, залоги, кредиты, займы). Как известно, социальное партнерство подразумевает трехуровневость его реализации: на нижнем формируются социальные требования коллективов; на среднем принимаются соглашения между региональным союзом предпринимателей-работодателей и региональным профсоюзным объединением; на верхнем согласуются принятые решения с правительством.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Природные зоны
Природная зональность — одна из основных географических закономерностей. Крупнейший немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт, проанализировав изменения климата и растительности, установил, что между ними существует очень тесная связь, а климатические зоны являются одновременно и зонами расти ...

Течения на поверхности Черного моря
Если посмотреть на карту течений (рис.7), то на ней видно циклоническое течение, опоясывающее все море вблизи берегов. Внутри этого кольца прослеживаются циклонические круговороты со скоростями течений до 10 см/с в центральных и до 25 см/с в периферийных областях. Между круговоротами наблюдается ус ...

Экономические предпосылки развития и размещения производства на территории
Население Малайзии на июль 2008 года составляет 25,3 млн человек. 50,4 % - малайцы, 23,7 % - китайцы, 11 % - представители многочисленных островных племен, 7,1 % - индийцы, 7,8 % - другие национальности. Официальный язык страны - малайский. 60,4 % населения исповедует ислам, 19,2 % - буддизм, 9,1 % ...