Московская агломерация: возникновение и основные аспекты развития

Прочее » Московская агломерация: возникновение и основные аспекты развития

"Агломерации - раковая форма городов"

Мишель Руж, исследователь агломераций.

ХХ век - век урбанизации, век, когда некогда аграрные страны сосредоточили почти всё население в городах, век, в который люди заперли себя в замкнутом пространстве, люди, которые забыли, что такое воздух без запаха бензина, которые не видят звёзд по ночам, так как они затянуты смогом… Но проблема даже не в этом, ужасно то, что нам это даже нравится. Город как вирус или, скорее как наркотик всё больше и больше затягивает всё живое. И определение этому наркотику уже найдено. Город - очаг зарождения и распространения нового - в науке, технике, производстве, культуре, искусстве. Город - двигатель прогресса.

Виктор Гюго писал, что город выполняет роль мозга. Ещё одно его назначение - быть центром своего окружения. Но именно как вирусы, города ничтожно малы по отношению к остальной площади суши - все города планеты занимают не более 1% площади суши, а живёт в них свыше 40% населения Земли.

Если крупные города были названы чудовищами, приговорёнными к непрерывному росту, то об агломерациях - тесных скоплениях городов - так можно сказать с ещё большим основанием. Многих этот рост пугает, и агломерации становятся объектом яростной критики.

В них видят результат хаотического разрастания городов, расплывающихся подобно масляному пятну. Разбухающий гигантский город и окружающее его скопление так же расплывающихся поселений-спутников похоже на болезнь или на стихийное бедствие. Это какое-то неудержимое половодье, лавина, безжалостно сметающая всё на своём пути.

Но есть и прямо противоположные точки зрения. Агломерации характеризуют в качестве ключевых форм современного расселения, прочат им большое будущее, считая, что они внесут решающий вклад в совершенствование расселения, в улучшение условий жизни людей.

Однако независимо от того, как относятся люди к агломерациям, они - объективная реальность, имеющая свои законы развития. Города перерастают в агломерации, поглощая пригороды и образуя зоны сплошной застройки, функционально тесно связанные с ядром города (маятниковые миграции, культурно-бытовые связи, производственные связи предприятий и их филиалов и т. д.). Такое срастание стимулируется развитием транспорта, растущей "достижимостью" любой точки агломерации.

Урбанизация создаёт сложнейший узел противоречий, которые и заставляют рассматривать агломерацию как нечто действительно глобальное. Существует несколько аспектов: экономический, экологический, социальный и территориальный (последний выделен достаточно условно, так как он объединяет все предыдущие).

Экономический аспект заключается в том, что если раньше концентрация промышленности давала дополнительный эффект, то позже на передний план выступили негативные моменты: транспортный паралич (пробки), трудности водоснабжения, проблемы экологии. В связи с этим промышленность вынуждена "уходить" из крупных городов, её место занимают другие функции. Это и научные и научно-исследовательские и опытно-конструкционные разработки, финансово-управленческие и др.

Экологические проблемы агломераций состоят в том, что они концентрируют все виды загрязнения окружающей среды, оказывая прямое и косвенное влияние на огромные территории.

Социальный аспект агломераций действительно глобальный. Он особенно проявляется в резких различиях качества жизни в богатых "зелёных" пригородах и в трущобных кварталах вокруг "заводских" агломераций.

Пространственный аспект связан со всеми предыдущими. "Расползание" агломераций означает распространение городского образа жизни на всё большие территории, а это, в свою очередь, ведёт к обострению экологических проблем, к растущим транспортным потокам, к оттеснению всё дальше и дальше сельскохозяйственных зон.

Субурбанизация (отток населения в пригородные зоны) - стихийный процесс, именно он способствовал некоторому сокращению населения городских ядер, однако он вовсе не ведёт к равномерному "рассасыванию" населения, а скорее означает "расползающуюся" концентрацию. Этот процесс обусловливает и социальное расслоение населения.

Глобализм процесса разрастания агломераций особенно нагляден на примере развивающихся стран. Рост агломераций ведёт здесь к стремительному росту "псевдогородского населения" (отсюда: "трущобная урбанизация"). Миллионы людей в города гонит безземелье, отсутствие шансов найти работу в сельской местности. Они и пополняют население "трущобных кварталов" агломераций. Подсчитано, что свыше 1/3 городского населения развивающихся стран живёт в трущобах, причём их доля постоянно растёт.


Климат
Климат Советского района резко континентальный. Годовая амплитуда колебания температуры воздуха составляет порядка 37 °С, средняя продолжительность устойчивых морозов около 150-155 дней; безморозный период равен 70-75 дням. Максимальное количество годовых атмосферных осадков в районе (пос. Хангокур ...

Речной транспорт
Речной - исторически наиболее древний вид транспорта в Омске, именно в ходе речного похода был основан Омск, на протяжении своей истории город был тесно связан с рекой. Построенный в 1964 году Речной вокзал стоит в самом центре города: на месте основания Омской крепости. В настоящее время, после кр ...

Разработка сетки районов
Экономическое районирование имеет свою историю. Первые попытки экономического районирования давали начальную ориентировку в хозяйственных различиях отдельных частей страны. Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы определялась главным образом сельским хозяйством, в основу райониров ...