Москва и вечные вопросы.
Страница 1

Город находит в агломерации, в формировании пояса спутников средство решения своих собственных проблем. Москва здесь не исключение. Дальнейшая концентрация населения, производственной и прочей деятельности угрожает ещё большим ухудшением экологической обстановки. Да и территориальные ресурсы Москвы уже практически исчерпаны. В этих условиях Москва совершенно естественно начала расти за счет спутников, выводя в них филиалы своих предприятий и учреждений.

Агломерация для решения вечных городских проблем - размещения производства, расселения людей, устройства сложных транспортных сооружений и многого другого, в чём нуждается и без чего не может обойтись современный крупный город - располагает большими по сравнению с самой Москвой возможностями. Обладая большими резервами, агломерация наследует и приумножает разнообразные и огромные возможности Москвы.

В полувековой, после Генерального плана 1935 года, практике развития и реконструкции Москвы ведущее место занимало жилищное строительство. Оно велось в больших объёмах и было достаточно централизовано, так как имело одного заказчика.

В жилищном строительстве появились некоторые достижения: была отработана система массового строительства, которая основывалась на комплексном проектировании новых жилых районов и микрорайонов за чертой города, на использовании типовых проектов как жилых, так и общественных зданий и учреждений и возведения их в кратчайшие сроки из-за постоянно растущей концентрации населения.

Сейчас в строительстве жилищного комплекса прослеживаются, в общем-то, те же принципы, естественно заметно усовершенствованные. Самое серьёзное различие заключается в том, что тогда проектированием и строительством жилищного комплекса занималось только государство. Теперь же этим могут заниматься и частные предприятия, но, тем не менее, значительную долю заказов составляют государственные.

На данный момент самым важным событием в строительстве жилищного комплекса является постановление последнего Генплана (20 июля 1999 года), о переустройстве жилого фонда города. В ходе этого переустройства жилищный комплекс увеличится со 179 до 220-230 млн. кв. м общей площади. НО! Самое главное состоит в том, что значительный объём этой площади предусматривается получить за счёт реконструкции 5- и 9-этажной застройки и надстройки и модернизации 5-этажных блочных, кирпичных и панельных домов, а не за счёт ещё большей стихийной застройки агломераций. Это позволяет надеяться, что Москва уже не будет разрастаться и "съедать" все окружающие территории с такой скоростью.

Ещё одна важная тенденция - рассеивание учреждений обслуживания и деловой активности от исторического центра Москвы к её агломерации. Судя по плану Правительства Москвы, к 2020 году "сердце" Москвы постепенно передаст функции массового обслуживания вначале срединным районам города, а потом - агломерации. Уже сейчас на окраинах Москвы развивается сеть центров обслуживания и крупных рекреационно-спортивно-развлекательных комплексов на озеленённых территориях.

Другой причиной возникновения агломерации был, является до сих пор и наверняка ещё будет рост промышленности.

В промышленном строительстве по сравнению с жилищным комплексом обстановка сложилась совершенно по-другому.

До ХХ века нашу страну по праву можно было считать аграрной, а не индустриальной. Сейчас ситуация изменяется с точностью до наоборот, причём эта перемена наметилась ещё в самом начале XX века (если не в конце XIX) и к середине нашего столетия уже превратилась в стихийный процесс. Тем не менее, промышленное строительство скорее напоминало какую-то кустарщину: единого заказчика не было, строительство и реконструкция велись штучно, зачастую без учёта интересов города, а ещё чаще вопреки им. Проектирование осуществляли десятки проектных организаций, подчинённых различным министерствам, причём никто не имел права вмешиваться в такое строительство, даже если территорию и ресурсы использовали нерационально, здания строились без намёка на архитектуру (в плане чисто эстетическом), и совершенно разные предприятия и даже промышленные комплексы с лёгкостью совмещались. Такие "мелкие" недочёты вовсе не были редкостью… Помимо всего прочего, пожалуй, стоит добавить, что некоторые из таких вот министерств вообще находились вне Москвы и даже при большом желании могли очень приблизительно представлять себе её особенности и все те многочисленные факторы, которые влияют на размещение производства. Была и ещё одна "мелочь", которую можно было бы назвать забавной, если бы не самый настоящий трагизм положения - в штате этих организаций часто вообще не было ни одного архитектора…

Страницы: 1 2 3


Понятие комплексного развития региона на примере Центрального федерального округа
Важнейшим требованием комплексного развития хозяйства стало усиление охраны природы и улучшение использования природных ресурсов. Исключительное значение для экономического районирования приобретает учет социальных факторов – территориальных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов, возможнос ...

Транспортная и инженерная инфраструктуры
Транспорт в Омской области - одна из важнейших отраслей экономики Омской области, обеспечивающая экономические связи как внутри области, так и с другими регионами. Представлен автомобильным, железнодорожным, речным, авиационным, трубопроводным, а также городским электрическим (трамвайным и троллейб ...

Динамика географической зональности
Начало возникновения географической зональности современного типа относится к концу мелового периода, когда покрытосеменные (цветковые) растения сменили юрскую флору (гингковые, хвойные), когда появились птицы и стали широко развиваться млекопитающие. С палеогена материки приняли очертания, близкие ...