Вода как важнейший стратегический ресурс во внешней политике Ирана
Страница 4

Прочее » Вода как важнейший стратегический ресурс во внешней политике Ирана

Способы использования воды в Иране и эксплуатация водных источников не только не претерпели сколько-нибудь значительных изменений, но в некоторых районах ничуть не изменились с древних времен. Кроме того, накопление, распределение и использование воды различными организациями страны ведется без нужной координации, что, в свою очередь, приводит к таким трудностям, как:

1. Большие потери воды в канатах. Поскольку наибольший расход воды в канатах приходится на зиму и весну, когда канатная вода обычно не используется для нужд сельского хозяйства, получается, что от одного до шести месяцев канаты расходуют воду бесцельно. Как показали исследования, в 1973 г. 20% воды, полученной из канатов, были безвозвратно потеряны.

2. Потери воды в городах. Во многих городах до сих пор сохраняются старые водозаборные сооружения (земляные или деревянные плотины), подающие воды в арычную сеть. Каждый паводок обычно наносит значительный ущерб этим сооружениям, разрушает плотины, заносит каналы илом, что кроме прямого материального ущерба влечет за собой также потери значительных объемов воды, проходящей по этим каналам.

3. Аккумулирование и распределение воды. Успехи, достигнутые в области сооружения распределительных систем, по сравнению с деятельностью по строительству водохранилищных плотин были гораздо более скромными, что приводит к разнице во времени между использованием капитальных вложений в сельскохозяйственные объекты и отдачей от них и, в конечном счете, также и к потерям воды.

4. Программа обеспечения водой городов. Отсутствие долгосрочной программы обеспечения водой городов с учетом их быстрого роста и развития приводит к возникновению серьезных проблем во многих из них.

5. Недостаток квалифицированных кадров. Усиление деятельности по развитию водных источников страны и увеличение спроса привели к дефициту иранских специалистов, особенно в области долгосрочного планирования и осуществления крупных проектов, вроде строительства водохранилищных плотин. В настоящее время подавляющая часть таких объектов сооружается при помощи иностранных советников.

Анализируя все сказанное выше, можно прийти к выводу, что трудности, вызываемые несовершенством государственных организаций, могут быть преодолены в течение довольно короткого времени, однако проблемы, возникающие как следствие социальных условий, укоренившихся привычек и обычаев, а также природных условий, потребуют для своего разрешения гораздо более длительного периода.

Все реки Ирана можно разделить на две группы:

а) реки, берущие начало на территории Ирана и уходящие на территорию соседних стран, как, например, р.Сирван, стекающая с гор Альванд и уходящая в Ирак;

б) реки, имеющие истоки в соседних странах и втекающие на территорию Ирана или текущие по границе, как Аракс, Атрек, Харируд (Теджен на территории Туркменистана) и Гильменд.

В целом ежегодно из Ирана на территорию соседних стран утекает около 14 млрд. куб. м воды, что составляет 17,7% поверхностного стока всей страны. С другой стороны, с территории соседних стран ежегодно на территорию Ирана втекает 6,7 млрд. куб. м воды и, таким образом, несмотря на имеющийся дефицит воды в Иране, он отдает другим странам в среднем 7,3 млрд. куб. м воды каждый год.

В международной практике совместное использование водных ресурсов двумя или более государствами находит все большее распространение. Имеются примеры использования рек, проходящих транзитом по территории ряда государств. Так, например, использование вод Нила Египтом потребовало учета интересов Судана. США и Канада совместно используют Ниагару и Колумбию, которые разделены государственной границей таким образом, что верхнее течение этих рек находится в Канаде, а нижнее – в США. Имеются также случаи совместного использования водотоков, проходящих по границе сопредельных стран. К таким случаям следует отнести совместное использование Румынией и Югославией Дуная (ГЭС Золотые ворота), Ираном и республиками бывшего СССР рек Араке и Атрек, Мексикой и США водных ресурсов реки Рио-Гранде-дель-Порте, Россией и Норвегией гидроэнергетических ресурсов пограничной реки Раатсо-Йока.

До настоящего времени международная практика не выработала каких-либо установившихся правил и законов, регламентирующих распределение водно-энергетических ресурсов. В каждом отдельном случае заинтересованные стороны заключают соглашения, определяющие правила использования и эксплуатации рассматриваемых ресурсов. Очевидно, это связано с тем, что при совместном использовании водотока встречаются весьма разнообразные географические, природные, экологические и экономические условия, которые не поддаются обобщению. Все это многообразие фактов может быть регламентировано только двусторонними соглашениями, которые могут учесть все специфические особенности, характерные для каждого конкретного случая. Разнообразие условий соглашений можно проиллюстрировать целым рядом примеров как в случае, когда граница разделяет реку на верхнюю и нижнюю часть, так и в случаях, когда река служит границей между государствами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7