Внешнее оформление атласов
Страница 2

Более широкие возможности дает применение художественных шрифтов, которые сами являются декоративным украшено и хорошо сочетаются с разнообразными рисунками и символизирующими изображениями.

Художественные шрифты создают определенную свободу размещения названия на обложке. Название атласа может подчеркиваться дополнительными изобразительными приемами. Например, контур о. Сахалин в верхнем левом углу на обложке атласа Сахалинской области.

Большую смысловую и эстетическую роль в оформлении обложки играют символизирующие изображения и эмблемы, в частности, рисунки, подчеркивающие хозяйственную направленность области, например, нефть и леса Западной Сибири (Атлас Тюменской области, 1976) или изображение колоса желтым (золотистым) цветом на обложке Атласа Кустанайской области (1963) В качестве символизирующего средства можно использовать также цвет покрытия обложки и его фактуру, например, голубовато-синий цвет обложки Геолого-геофизического атласа Индийского океана (1975) символизирует море, а фактура материала имитирует движение волн. Другой пример – голубой и синий цвета обложки Атласа Сахалинской области (1967) (цвет моря) в сочетании с серебристым силуэтом острова и контурами прилегающих островов указывают на особенности географического положения области.

В оформлении обложки с бумажным покрытием широко используют рисунки, фотографии и фотомонтажи, что характерно для комплексных атласов широкого использования (учебных, краеведческих, научно-популярных). Это вводит читателя в его содержание, отражая в рисунках, и особенно в фотомонтажах, природу, хозяйство, культуру, историю края или области.

Суперобложка имеет защитное и рекламное назначение, привлекающее внимание потребителя. Она выполняется в броском декоративно-художественном стиле, что достигается насыщенностью цветов, условностью изобразительных элементов, контрастностью их масштабных отношений. Примеры такого оформления: Атлас поверхности Венеры (1989), где дано красочное, контрастное изображение поверхности планеты с силуэтом Венеры; Географический атлас России (1997) с панорамой русского ландшафта. Оформление суперобложек может иметь познавательный смысл, например, отражать особенности рельефа картографируемой территории (Атлас Народной Республики Болгарии, 1973), используя пластические способы изображения (фоторельеф, отмывка). Такая суперобложка обладает высокими эстетическими достоинствами и привлекательностью. На суперобложке размещается название атласа, а поверхности, обращенные внутрь атласа (клапаны), используются для аннотаций, посвящений, сведений об издании последующих выпусков и пр.

Форзац связывает блок карт с переплетом и не всегда является объектом внимания картографа-художника. Но большинство отечественных и зарубежных атласов использует эту свободную поверхность для посвящений, информационных сведений, эмблем, художественных рисунков и других изображений. Например, в Атласе снежно-ледовых ресурсов (1997) на форзаце даны перспективным рисунком различные типы горных ледников; в Атласе офицера (1974) – флаги всех государств мира. Оформление форзаца оживляет атласы, особенно популярные. Стиль декоративного оформления форзаца согласуется с обложкой, не повторяя ее композиции. Форзац может быть изготовлен из цветной бумаги или бумаги с фактурой. Выбор цвета бумаги зависит от общего стиля оформления. Иногда на форзац наносят карты-схемы, открывающие атлас.

Титульный лист, которым обычно открывается атлас, по содержанию включает названия организаций, подготовивших атлас, издательство и место издания. Основа удачного оформления титульного листа состоит в правильном композиционном и декоративном решении составных элементов. Название атласа на титульном листе обычно соответствует названию на обложке по рисунку шрифта, но композиция может быть иной, изменены также размеры шрифта, соотношение интервалов между строками. Наиболее распространена на титульных листах симметричная композиция всех элементов. Текст титульного листа (за исключением названия) дается обычно наборными шрифтами. Их размер зависит от формата титульного листа. В капитальных атласах большого формата (примерно 35+55 см) размер шрифта для названия устанавливается 2,5–3,0 см по высоте, а для других текстовых пояснений – 0,5 см. В зависимости от количества этих пояснений и их взаимной композиции используется несколько размеров и даже видов шрифтов. Декоративность оформления титульного листа повышается за счет применения второго цвета для названия, смещения композиционных осей в ту или другую сторону, размещения лаконичных рисунков, символических изображений или оформления титульных листов на цветном фоне.

Страницы: 1 2 3 4