Отрасли хозяйственной специализации района и их размещение
Страница 4

Транспорт и экономические связи

Центрально-Черноземный район занимает весьма выгодное транспортно-географическое положение, и обладает развитым транспортным комплексом: по густоте транспортной сети он существенно превышает средние показатели по России. Основные виды транспорта - железнодорожный и автомобильный; в районе также получили развитие речной, трубопроводный и авиационный виды. Через рай он проходят большие потоки транзитных грузов, отражающие связи северных и центральных районов с южными, восточными и западными. Последние годы сильно возрос поток грузов из самого ЦЧЭР, связанный с развитием ТПК КМА (железная руда, черные металлы, минерально-строительное сырье). Поэтому пропускная способность отдельных линий уже недостаточна, техническая оснащенность транспорта слабая, необходимо улучшение взаимодействия различных видов транспорта в регионе.

Центрально-Черноземный район имеет развитые экономические связи с Центральным, Уральским, Западно-Сибирским и Поволжским районами России и с Украиной. Из региона вывозятся железная руда, минерально-строительные материалы, черные металлы, хлеб, сахар. Поскольку экономика региона в сильной степени испытывает дефицит энергетических, и технологических видов топлива, преобладает ввоз каменного угля, кокса, нефти и нефтепродуктов, а также ввозятся в больших объемах минерально-строительные грузы, минеральные удобрения, черные металлы и т.д.

В условиях формирования рыночных отношений и экономического кризиса, основными причинами которого явились исчерпание возможностей старой планово-распределительной системы и распад СССР, экономика ЦЧЭР, по сравнению с другими регионами, оказалась более стабильной, так как базируется в основном на собственных ресурсах, и разрыв межрегиональных связей не имел для нее столь негативных последствий. Наибольшее падение производства отмечено в электроэнергетике, легкой и пищевой промышленностях. Структурная перестройка в регионе предусматривает увеличение производства товаров народного потребления, развитие инфраструктуры. В производстве средств производства приоритетными являются отрасли, производящие продукцию для АПК, легкой промышленности, приборостроение, усиливается экспортная ориентация черной металлургии. Одним из основных направлений дальнейшего развития ЦЧЭР является создание, высокотоварного и многопрофильного сельского, хозяйства и связанных с ним перерабатывающих производств. Необходимо существенное укрепление материально-технической базы сельского хозяйства региона, его индустриализация на качественно новом уровне, формирование сети перерабатывающих производств, оснащенных современным оборудованием и новейшими технологиями. Крупных инвестиций потребуют и социальная, и производственная инфраструктуры АПК. В перспективе АПК Центрального Черноземья должен стать наряду с черной металлургией основной отраслью специализации региона.

Страницы: 1 2 3 4 


Понятие комплексного развития региона на примере Центрального федерального округа
Важнейшим требованием комплексного развития хозяйства стало усиление охраны природы и улучшение использования природных ресурсов. Исключительное значение для экономического районирования приобретает учет социальных факторов – территориальных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов, возможнос ...

Воздушный транспорт
транспорт урал водный железнодорожный автомобильный Авиационный транспорт - наиболее дорогой вид транспорта, но в то же время самыйбыстрый. Получил развитие и авиационный транспорт. Через территорию Уралапроходят многие международные авиалинии. Главный узел авиалиний - Екатеринбург. Район имеет шир ...

История исследования Африки
Начальный этап исследования Африки (2-е тыс. до н. э. — до 6 в.). Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни. Около 6 в. ...