Москва и вечные вопросы.
Страница 2

Итак, решительное постановление пришло сверху: "Срочно необходимо принять меры! Так больше продолжаться не может! "…

…Вот, собственно, и вся предыстория постановления Генплана 1971 года "о производственных зонах". Постановление это направило все свои идеи и усилия по трём основным направлениям: во-первых, по сообществам заводов, находившихся чуть ли не в нынешнем центре, вдоль Москвы-реки (для тех времён это не было редкостью), но эти заводы уже постепенно теряли свою значимость, и правительство начало больше заботиться об их устранении из производства, чем об их развитии; были такие скученные сообщества и на периферии ( они также постепенно влились в производственные зоны, но произошло это несколько позже), однако с ними дела обстояли не так плохо, так как при их формировании были оставлены свободные, резервные участки для последующей достройки или переустройства; и, наконец, произошло просто эпохальное событие: появилось абсолютно новое понятие - "производственная зона" (территория, на которой сосредоточены не только производственные предприятия, но и складские зоны, транспортные подъезды, санитарно-защитные зоны, а так же резервные территории, т.е. территории для дальнейшего развития предприятий).

Производственные зоны казались просто блестящим выходом из создавшейся плачевной обстановки, являясь не просто отдельными кучками заводов, а рациональным размещением производства. Но их самое главное достоинство состояло в том, что они не только обеспечивали нужды индустрии, но и являлись местом работы для значительной массы населения, которое появилось в районах-новостройках, расположенных у границ города, так же как и сами новые промзоны. Вывод был один - производственная зона заключает в себе как достоинства предыдущих форм размещения производства, так и свои собственные плюсы. Можно было смело назвать промзону идеальным решением.

…Стоит добавить, что все эти плюсы справедливы и для данного момента нашей жизни, но как бы печально это не было, идеальных идей не бывает. Скоро, очень скоро промзона обнаружила все свои минусы, а то, что их не хотели замечать - уже другое дело, что, собственно, и привело к последствиям, которые оказались намного хуже её изначальных недостатков. Уже сейчас все производственные зоны в основном застроены. В Москве не так много свободного места ни для ведения массового жилищного строительства, ни для дальнейшего развития других сфер столичной экономики: предприятий бытовых услуг, торговли, организаций бытового обслуживания и прочего мелкого бизнеса. Проблема же экологии столь велика, что ей будет посвящен отдельный раздел. Остаётся лишь добавить, что все эти проблемы действительно глобальны, но всё же есть надежда на их разрешение, так как наблюдается снижение роста промышленности в целом; происходит массовая реконструкция, повышение эффективности производства (интенсификация), переход к мини-производству.

…Московская агломерация вытянута на восток - именно там сосредоточена большая часть промзон. Это не случайное совпадение, а логичная закономерность. Московская агломерация сложилась именно таким образом по нескольким причинам. Во-первых, многие из нынешних крупных промзон выросли из рабочих посёлков вокруг промышленных предприятий. Необходимое для них сырьё поставлялось в основном с Урала, поэтому по своему расположению предприятия тяготели к сырью, а значит и к востоку. Но это не единственная причина. На восток и юго-восток шли все крупные железные дороги (в том числе и Транссибирская магистраль) - одни из них уходили в глубь Сибири, другие - на юго-восток, к чернозёмным плодородным землям. И ещё одной причиной являлся водный транспорт (особенно повлияла на такое расположение агломерации связь Москвы и Нижнего Новгорода) - Москва стоит на Москве-реке, на притоке Оки, которая в свою очередь впадает в Волгу, то есть Москва относится к Волжской системе водного транспорта… Неудивительно теперь, что большинство промзон тяготеют к востоку. Всего их 66, и большинство из них находится за чертой города. Крупные производственные комплексы Московской агломерации сосредоточены не только в старых промышленных центрах, таких как Мытищи (вагоностроение), Люберцы (машиностроение, в том числе и вертолётостроение), Павловский Посад (текстильный центр), но и в многих новых городах столичной области, в основном обслуживающих ВПК. Калининград - центр ракетно-космической техники, Жуковский - лидер российского авиастроения. Так же в Московской агломерации сосредоточены крупные центры машиностроения (Подольск, Чехов, Балашиха и т.д.) и находится центр чёрной металлургии - Электросталь.

Страницы: 1 2 3


Правовые проблемы
Существенной проблемой процесса функционирования российских СЭЗ в настоящее время является отсутствие в отношении их единой, системной государственной политики. При наличии ряда правительственных указов и постановлений, предоставляющих той или иной территории режим свободной зоны, имеется и целый р ...

Транспорт и связь
На территории муниципального образования город-курорт Геленджик пассажирские перевозки городского и пригородного сообщения осуществляют МУП «Пассажирского автотранспортного обслуживания» и ООО «Южные Транспортные Линии». В 2007 году предприятиями приобретено 32 автобуса большой вместимости марок «Х ...

Воздушный транспорт
В Омске действует аэропорт "Омск-Центральный". Ведётся поиск инвесторов для продолжения замороженного строительства международного аэропорта "Омск-Фёдоровка" в 30 км от города. В черте города, в Октябрьском округе, находится построенный ещё в период ВОВ аэродром Омск-Северный. О ...