Жизнь и научная деятельность Н.Н. Баранского
Страница 2

Прочее » Жизнь и научная деятельность Н.Н. Баранского

В 1929 г. группа студентов географического отделения физико-математического факультета Московского университета обратилась к Н. Н. Баранскому с просьбой взять на себя преподавание в МГУ, имея в виду организацию в нем кафедры экономической географии. Николай Николаевич дал свое согласие, и это было вполне закономерно, поскольку он все ближе подходил к формированию широко понимаемой им географии.

35 лет Н. Н. Баранский вел научную и педагогическую работу в Московском университете, создал в нем многие свои курсы лекций (экономической географии СССР, методологии экономической географии, экономической географии США, экономической картографии, введения в экономическую географию, методику преподавания экономической географии), студенческие и аспирантские семинары, практикумы, комплексные экспедиции, сборники статей и другие формы работы с молодыми экономико-географами, вырастил из них сотни ученых, производственников, преподавателей.

Особенно большое внимание обратил Николай Николаевич на полевые работы экономико-географов, организовав комплексные географические и экономико-географические экспедиции, в которые вовлек студентов и аспирантов. Полевые экономико-географические исследования были новым делом. До того времени экономико-географов считали кабинетными работниками. Баранский же направил своих учеников на непосредственное изучение территории с ее природой, населением, хозяйством, на обследование промышленных предприятий, совхозов, колхозов, на исследование в полевых условиях связей между географической средой, жизнью людей и хозяйством района, на установление производственных связей, экономических границ.

В 1934 г. принимается постановление о преподавании географии в школе. В связи с этим постановлением Н. Н. Баранскому было поручено составление учебника для средней школы по физической и экономической географии СССР. Одновременно этим же постановлением был учрежден географический журнал для учителей (География в школе), редактором которого был назначен Николай Николаевич Баранский. К участию в журнале он привлек учителей географии и методистов, ученых и своих университетских учеников.

Н. Н. Баранский принадлежал к тем людям, которые не только составляют ясные и четкие программы, но и сами показывают пример воплощения их в жизнь.

Его вклад в российскую экономическую и социальную географию и в мировую науку трудно переоценить. В самом кратком виде он может быть охарактеризован следующим образом:

1. Глубокий анализ взаимодействия природы и общества, позволившей верно понять роль природы в экономическом и социальном развитии и научный метод учета природных ресурсов при решении народнохозяйственных задач в их географическом, территориальном аспекте. Баранский подверг критике как теории «географического энвайронментализма», так и нигилистическую недооценку природных условий и ресурсов. Разработка вопроса о взаимодействии природы и общества в условиях, когда в науке еще преобладали мнения о противоположности общественных и естественных наук, имела и большое философское значение.

Большое внимание уделил Н. Н. Баранский вопросу о воздействии человеческого общества на природу, о ее превращении в природную среду. Он ясно видел неразрывность двух сторон - влияние географической среды и обратного влияния общества на географическую среду. Николай Николаевич считал, что «размеры этого обратного влияния человеческого общества на географическую среду в процессе человеческой истории растут все убыстряющимися темпами вместе с ростом самих человеческих обществ и находящейся в их распоряжении техники».

Вместе с тем он предупреждал, что воздействие на природу «далеко не безгранично», что «с развитием человеческого общества расширяется не только его мощь, но и его потребности» и, наконец, что с увеличением «власти человека над природой» его связи с природой не только не уменьшаются, а скорее, наоборот, усиливаются и усложняются, и сама «власть человека над природой» в научном понимании этого процесса означает «не освобождение человека от природы, а лишь более широкое, более полное и целесообразное использование этой самой природы».

Для своего времени это были очень смелые мысли, так как постановка проблемы взаимодействия природы и общества многим казалась «буржуазной». Теперь, когда эта проблема стала острой и актуальной, отчетливо видна прозорливость Н. Н. Баранского в анализе и прогнозе взаимодействия природы и общества.

Страницы: 1 2 3 4 5


Низкий уровень развития малого предпринимательства
Предпринимательством занимается наиболее активная часть населения. Предприниматели работают, не считаясь со временем, практически не требуя для своего развития государственных ресурсов. При этом они расширяют налогооблагаемую базу. Во всех развитых странах мира малый и средний бизнес играет важную ...

Центральный Вьетнам
Прибрежные низменности защищены от сильных ливней юго-западного муссона (c апреля-мая по октябрь) горами Чыонгшон , где существует очень большая влажность в этот период. Большинство осадков прибрежной полосы приносятся между декабрем и февралем северо-восточным муссоном. Сухой сезон в Нячанге продо ...

Европа
Евро́па — одна из шести частей света, образующая с Азией континент Евразия, площадью около 10 млн км² и населением 733 млн человек. Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями. Площадь островов около 730 тыс. км². На полуострова приходится около 1/4 терри ...