Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. факторы и особенности его размещения
Страница 3

Прочее » Машиностроительный комплекс Российской Федерации » Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. факторы и особенности его размещения

- Трудоёмкость. С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

- Близость потребителя. Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции.

- Военно-стратегический аспект - можно вынести как отдельный фактор географического размещения машиностроения. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах. [6]

Машиностроение - составная часть машиностроительного комплекса, объединяющая ряд отраслей и подотраслей, выпускающих разнородную продукцию для производственной и непроизводственной сфер и населения; характеризуется свойственной ей отраслевой структурой.

Под отраслевой структурой понимается количественное соотношение между отраслями и производствами, входящими в состав машиностроения. Ее формирование происходит под влиянием экономических, организационных и технических факторов:

- уровень развития науки и техники в стране;

- темпы развития отраслей народного хозяйства;

- материальный и культурный уровень населения страны;

- место страны в системе международного разделения труда;

- уровень специализации и кооперирования.

Важнейшие особенности в машиностроительной промышленности, оказывающие влияние на размещение предприятий по территории страны, формируются также под воздействием принципов и факторов:

- разнообразность и сложность изделий, технологических процессов;

- использование продукции машиностроения не ограничивается одним районом;

- более дешёвая перевозка металла для машиностроительных заводов, чем перевозка готовых изделий;

- широкое распространение интеграционных структур, как внутри страны, так и в отношении зарубежных стран;

- возможность использования отходов металла машиностроительных заводов в районах развитого машиностроения (вторичное использование);

- необходимость определенного уровня культуры производства, наличия лабораторий, НИИ, обмена опытом между предприятиями;

- тяготение заготовительных предприятий к источникам сырья; сборочных - к потребителю; механических – к комплексу факторов;

- меньшая степень влияния природной среды, наличия воды и др.;

- широкое использование различных форм специализации;

- более эффективные специализация и кооперирование предприятий внутри района.

По степени влияния определенных факторов на размещение предприятий машиностроения по территории страны они условно делятся на следующие группы:

Таблица 1

Группы предприятий машиностроения [2]

Группа

Принцип размещения группы

Характеристика

Группа 1

Отрасли, размещающиеся в районах металлургических баз

Подъемно-транспортное, металлургическое, энергетическое машиностроение. Производство характеризуется небольшими сериями или единичными экземплярами. Продукция металлоемкая, но малотрудоемкая.

Группа 2

Отрасли, размещающиеся в районах потребления продукции

Оборудование для нефтяной, химической промышленности. Строительные, дорожные, сельскохозяйственные машины. Производство характеризуется большими объемами. Продукция средней металлоемкости. Транспортабельна.

Группа 3

Отрасли, размещающиеся в центрах, с наличием квалифицированных кадров

Автомобиле и тракторостроение, дизелестроение, оборудование для легкой, пищевой и полиграфической промышленности. Производство продукции массовое, характеризуется высокой трудоемкостью и фондоемкостью.

Группа 4

Отрасли, размещающиеся в районах высокой технической культуры (наличие НИИ, экспериментальных баз)

Радиотехническая и электронная промышленность, приборостроение, некоторые производства электропромышленности. Для продукции характерна высокая трудоемкость, малая металлоемкость.

Страницы: 1 2 3 4


свердловская железная дорога
История развития В 1868 году появляется первый проект уральской железной дороги, выдвинутый пермским предпринимателем Любимовым И.И., которая должна была пройти от Перми к Тоболу, через Кунгур, Екатеринбург и Шадринск. В скором времени были проведены правительственные изыскания местности. Началось ...

Политика и правительство
Глава государства - президент, высший законодательный орган – однопалатный парламент. Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством. В административно-территориальном отношении делится на 51префектуру, составляющую 13 епархий. С 15 века Греция находилась под власть Турции. Обрел ...

Демографическая ситуация в России
По численности населения (142,2 млн. человек на 1 января 2007 г.) Российская Федерация занимает седьмое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана. Таблица 1.1. Численность населения[1] Годы Все население, млн. человек в том числе В общей численности населения, процентов ...