Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. факторы и особенности его размещения
Страница 2

Прочее » Машиностроительный комплекс Российской Федерации » Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. факторы и особенности его размещения

Машиностроительный комплекс делится на четыре группы:

- тяжелое машиностроение - эта группа отраслей машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство металлургического, горнорудного, подъёмно-транспортного оборудования, энергоблоков, других крупногабаритных, металлоёмких изделий.

- общее машиностроение - характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Общее машиностроение включает транспортное машиностроение (без автостроения), производство технологического оборудования для промышленности (без лёгкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения).

- среднее машиностроение – отличается малой металлоемкостью, но повышенной энергоемкостью и трудоемкостью. Среднее машиностроение включает производство автомашин, тракторов, станков, машин и оборудования средних габаритов для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства.

- приборостроение – характеризуется наименьшей металлоемкостью, наибольшей трудоемкостью, потребностью в высококвалифицированных кадрах. Приборостроение – группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов и инструментов.

Машиностроительный комплекс – важнейший комплекс, играющий огромную роль в воспроизводственном процессе, взаимосвязанный со многими отраслями хозяйства страны, имеющий свою структуру, специализацию внутри её и отличительные особенности. Развитие и размещение отраслей машиностроительного комплекса базируется на тех же принципах, что и всех отраслей единого народнохозяйственного комплекса.

Факторы, определяющие развитие и размещение машиностроительного комплекса:

- природные условия, география природных и сырьевых ресурсов;

- объемы капитальных вложений, источники финансирования;

- специализация и уровень развития хозяйств экономических районов;

- базовый уровень развития науки и техники;

- пути сообщения и транспортная сеть;

- трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации;

- формы организации производства;

- масштабы, структура и география потребления продукции;

- транспортабельность сырья и готовой продукции;

- экологическая обстановка в регионе. [2]

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшими является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд факторов таких как:

- Наукоёмкость. Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

- Металлоёмкость. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

Страницы: 1 2 3 4


Образование
Система образования муниципального образования город-курорт Геленджик состоит из 65 учреждений: дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) – 27, школ-садов – 4, общеобразовательных учреждений (ОУ) – 20, учреждений дополнительного образования (УДО) – 4, профессиональных училищ (ПУ)- 1, средних спец ...

Транспортная система
В районе представлены все виды современного транспорта: железнодорожный, речной, морской, авиационный, автомобильный и трубопроводный. Основные транспортные и инженерно-технические «оси» развиваются в широтном направлении и обеспечивают доставку в район сырья: нефти, газа, угля, металла. Из шести ж ...

Административное деление
Ирак разделён на 18 провинций (мухафаз) № Мухафаза Центр Площадь, кв.км Население (2007), тыс. чел. 1 Багдад Багдад 734 6 073,269 2 Салах-эд-Дин Тикрит 26 175 1 063,878 3 Дияла Баакуба 19 076 1 268,558 4 Васит Эль-Кут 17 153 1 022,461 5 Майсан Амара 16 072 785,068 6 Басра Басра 19 070 2 565,893 7 Д ...