Течения на поверхности Черного моря
Страница 1

Прочее » Ураганы на Черном море » Течения на поверхности Черного моря

Если посмотреть на карту течений (рис.7), то на ней видно циклоническое течение, опоясывающее все море вблизи берегов. Внутри этого кольца прослеживаются циклонические круговороты со скоростями течений до 10 см/с в центральных и до 25 см/с в периферийных областях. Между круговоротами наблюдается устойчивое течение от Синопа к Кавказскому побережью со скоростью до 45 см/с.

На более глубоких горизонтах (150-500 м) циркуляция, в общем сходна с поверхностной. Большие скорости течений здесь наблюдаются в Прибосфорском, Сухумском районах и у м. Сарыч. Наибольшие средние

скорости течений отмечены на горизонте 150 м. В слое 700-1600 м направления течений обычно согласуются с направлениями в вышележащих горизонтах. Лишь в Прибосфорском районе глубинные течения следуют рельефу дна. Их скорость равна 6-7 см/с [А.Д. Добровольский, Б.С. Залогин, 1982].

Измерения придонных скоростей в районах моря показали, что их скорости уменьшаются с удалением от материкового склона, а толщина подвижного придонного слоя увеличивается от 2,5-3,0 до 5,0 м соответственно на расстоянии 20 и 100 км от берега [А.Д. Добровольский, Б.С. Залогин “Моря СССР” М. 1982].

Скорости придонных течений могут достигать 300 см/с (разрез м. Бафра - Сочи), что объясняются (Пыркин и др., 1968) плотностной стратификацией вод у дна. Следовательно, горизонтальная циркуляция в Черном море хорошо заметна от поверхности до дна.

Вертикальные движения вод в нем напротив выражены слабо в связи с их переслоенностью по плотности. Оценки скоростей вертикальных токов в зависимости от интенсивности квазистационарных вихрей показали, что в зонах сильных вихрей скорость равна 5 · 10−3 см/с, а в зонах слабых вихрей - 1,5 · 10−4 см/с [А.Д. Добровольский, Б.С. Залогин “Моря СССР” М. 1982]. В условиях Черного моря зоны вергенции выражены слабо. Их признаки проявляются в смежных районах циклонических круговоротов, где происходит схождение или расхождение течений.

Своеобразными фронтальными зонами служат области соприкосновения речных и морских вод. Видимую границу между ними создает различие в цвете каждой из этих вод. Наиболее яркие фронтальные зоны наблюдаются в северо-западной части моря и у Кавказских берегов, где сосредоточен значительный речной сток.

В соответствии с очертаниями моря, типовыми полями ветра над ним сильное волнение наиболее часто развивается в северо-западной, северо-восточной и центральной частях моря. В зависимости от скорости ветра и длины разгона в море преобладают волны высотой 1-3 м. В открытых районах максимальные высоты волн обеспеченностью 5% достигают 11 м, а при очень сильных штормах они могут и превышать эту величину [А.Д. Добровольский, Б.С. Залогин, 1982].

Юго-запад и юго-восток моря - самые спокойные районы, где сильное волнение наблюдается редко и волны высотой более 3 м почти не образуются. Прибрежной зоне свойственны волны мелкого моря.

Уровень моря претерпевает сезонные колебания. Обычно более высокое стояние уровня наблюдается в мае-июле, а его понижение - в октябре-ноябре, а в некоторых местах в январе-феврале. Разность между летним и зимним положениями уровня равна 30-40 см [А.Д. Добровольский, Б.С. Залогин, 1982].

Эти колебания создаются в основном за счет неодинакового от сезона к сезону поступления речных вод в море, поэтому они наиболее отчетливо выражены в районах влияния материкового стока.

Значительные по величине непериодические изменения уровня вызывают сгоны и нагоны, появление которых связано с определенным развитием атмосферных процессов в пределах естественного синоптического периода, продолжительностью обычно 4-8 сут. Сгонно-нагонные колебания уровня неодинаковы в разных районах моря и в разные сезоны. На западе наибольшие нагоны вызывают северо-восточные и восточно-северо-восточные ветры, а на северо-западе - юго-восточные. К наиболее сильным сгонам на западе и северо-западе приводит действие западно-северо-западных и северо-западных ветров. У Кавказских берегов ветры одних и тех же направлений могут вызывать либо сгонные понижения, либо нагонные повышения уровня в зависимости от местных особенностей побережья.

Страницы: 1 2


Транспорт
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Хабаровского края. Перевозки железнодорожным транспортом общего пользования осуществляются Дальневосточной железной дорогой – филиалом ОАО «РЖД». Общая протяженность железнодорожный путей на территории края составляет 2657 км, в том ч ...

Географические особенности регионального рынка труда
До середины 2000-х годов экономическая активность увеличивалась незначительно, а занятость даже сокращалась в отдельные годы. При этом географическая картина стала еще более мозаичной, поскольку динамика занятости все сильнее зависит от региональных факторов. В агломерациях федеральных городов рост ...

Виа-деи-Мерчанти
По сторонам пешеходной виа-деи-Мерчанти, идущей от Миланского собора по направлению к замку Сфорца, и на одноименной площа­ди (piazza dei Mercanti) высятся не­сколько примечательных древних сооружений. Дворец Юрискон­сультов (Palazzo dei Giureconsuiti) построен в 1564 г. Его фасад укра­шает статуя, ...