Территориальная организация отраслей и ведущих предприятий комплекса
Страница 3

Прочее » Машиностроительный комплекс России » Территориальная организация отраслей и ведущих предприятий комплекса

Рисунок 3 – Размещение основных центров машиностроительного комплекса РФ

Энергетическое машиностроение возникло и развивалось преимущественно в крупных центрах машиностроения, где сосредоточены кадры квалифицированных рабочих. Мощные паровые и гидравлические турбины и генераторы производятся в Северо-Западном (Санкт-Петербург), Уральском (Екатеринбурге), Западно-Сибирском (Новосибирск) районах. Котлы выпускаются в Подольске и Белгороде. Крупный центр атомного энергетического машиностроения сформировался в Волгодонске.

Предприятия по производству тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования расположены вне металлургических баз: Коломна, Иваново, Воронеж, Новосибирск.

Локомотивостроение получило развитие там, где начала складываться железнодорожная сеть страны. Пассажирские тепловозы - в Коломне, электровозы - в Новосибирске, тепловозы - в Муроме и Людинове, электропоезда - в Демихове.

Вагоностроение формировалось в тех же районах, что и локомотивостроение. Здесь учитывается наличие не только металла, но и древесного сырья. Грузовые магистральные вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане; двухъярусные- в Твери; пассажирские- в Санкт-Петербурге, Твери; саморазгружающиеся- в Калининграде; изотермические- в Брянске; трамвайные- в Усть-Катаве; для метрополитена- в Мытищах, Санкт-Петербурге.

Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным портам. Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг), Белого (Архангельск), Баренцевого (Мурманск).

Размещение речного судостроения отражает роль отдельных военных путей в грузообороте страны. Наибольшее число крупных заводов речного судостроения расположено на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск).

Предприятия среднего машиностроения находятся в районах, располагающих трудовыми ресурсами электроэнергетическими, достаточно высокой технической культурой, условиями для широкого производственного кооперирования.

Первые автомобильные заводы (Москва, Нижний Новгород, Ярославль) размещались в центрах развитого машиностроения, которое стало базой для кооперирования с заводами-сборщиками. Затем автомобилестроение стало развиваться на Урале и в Поволжье.

Тракторостроение ориентировано на районы потребления и на источники сырья. Первые тракторы были выпущены Кировским заводом в Санкт-Петербурге. В 30-е гг. строятся уже в Волгограде, Челябинске, затем во Владимире, Липецке, Рубцовске.

Станкостроение первоначально развивалось в старых машиностроительных центрах. На размещение заводов оказывает влияние трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров, научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров. В настоящее время предприятия крупного станкостроения имеются во многих городах Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири.

Приборостроение сконцентрировано в Центральном районе (Москва и Московская область), в Северо-Западном (Санкт-Петербург), в Центральном (Москва, Александров), Центрально Черноземном (Воронеж) районах. Основные центры электротехнической промышленности - в Восточной Сибири-Минусинск.

Машиностроительные предприятия по производству металлических изделий, сварных конструкций и конструктивно несложных машин размещаются повсеместно.

Страницы: 1 2 3 


Проблемы и перспективы рекреационного освоения
Эффективным способом вовлечения рекреационных ресурсов в хозяйственный оборот является развитие туризма и санаторно-курортного обслуживания. По различным оценкам, исходя из природных условий Обско-Алтайского района, на его территории возможна организация порядка 20-25 видов туристической деятельнос ...

Зона переменно влажных, в том числе, муссонных лесов
Географическое положение, природные условия В субэкваториальном поясе вследствие сезонного выпадения и неравномерного распределения по территории осадков, а также контрастов в годовом ходе температур, на равнинах Индостана, Индокитая и в северной половине Филиппинских островов развиваются ландшафты ...

Климат и рельеф
Климатические условия меняются при движении с севера на юг, зависят также от близости к морю и от формы и характера рельефa. Климат муссонный. Зима в крае — продолжительная, снежная, суровая. Холодный период года длится в среднем шесть месяцев (с конца октября по конец апреля). Средняя температура ...