Экономика Турции
Страница 3

Около 3/4 всего индустриального производства и занятого в нем населения сосредоточены в Стамбуле и Измире и в примыкающих к этим городам прибрежных районах Мраморного и Эгейского морей. Другими важнейшими промышленными центрами являются Анкара, район Чукурова, а также Зонгулдак на побережье Черного моря, где добывается каменный уголь и поблизости, в Карабюке и Эрегли, выросли два крупных металлургических комбината. В 1993 выплавка стали достигла ок. 10,3 млн. т.

По всей стране разбросано множество небольших предприятий, которые также вносят серьезный вклад в производство. Ведущими отраслями турецкой промышленности являются текстильная и пищевая.

Выработка электроэнергии возросла с 4 млрд. кВт/ч в 1963 до 86,3 млрд. кВт/ч в 1995. Большая ее часть потребляется промышленными предприятиями, но увеличивается ее потребление на бытовые нужды. Населенные пункты, включая сельские, как правило электрифицированы. В 1995 3/5 всей электроэнергии страны производилось на тепловых электростанциях, а остальная часть – на гидростанциях. Крупнейшими гидроэнергетическими объектами в Турции стали ГЭС Кебан на р. Евфрат и ГЭС Хирфанлы на р. Кызыл-Ырмак, вступившие в строй в начале 1970-х годов.

Горнодобывающая промышленность. Турция богата полезными ископаемыми. Среди них особенно важны черный и бурый уголь, хромиты, медная и железная руда, также добываются свинцовые и цинковые руды и сера. В 1950 на юго-востоке Анатолии была найдена нефть, а в 1994 было произведено 3,7 млн. т. нефти. Большая часть ввозимой сырой нефти перерабатывается на заводах в Мерсине и Измите.

Транспорт. Протяженность государственных железных дорог Турции в 1994 составляла 10,4 тыс. км. Они напрямую связаны с рельсовой сетью Сирии, Ирана и европейских стран. Шоссейных дорог с твердым покрытием в 1995 насчитывалось ок. 46 тыс. км, а парк легковых автомобилей превысил 3 млн. единиц. В 1992 торговый флот Турции имел водоизмещение порядка 3 млн. т. Внутренние и международные воздушные перевозки осуществляют фирма «Турецкие авиалинии» и несколько частных авиакомпаний. Аэропорты Стамбула и Анкары обслуживает несколько десятков международных авиалиний.

Внешняя торговля и внешние платежи. В 1995 экспорт Турции составил 21,6 млрд. долл., а импорт – 35,7 млрд. долл. Помимо ежегодных расходов на покрытие большого торгового дефицита, страна в 1990–1995 выплатила 28,3 млрд. долл. по иностранным долгам. В 1995 денежные переводы от выехавших на работу в Европу турецких граждан составили 3,3 млрд. долл. На протяжении 1970-х, 1980-х и 1990-х годов Турция сталкивалась с серьезными трудностями по выполнению своих обязательств перед иностранными кредиторами. Для получения новых займов она была вынуждена принять жесткую экономическую программу, предложенную Международным валютным фондом.

В 1994 ок. 22% турецкого экспорта формировали сельскохозяйственные товары, в частности хлопок, орехи, табак, сушеные фрукты, продукция животноводства и мохер. Остальные 78% приходились на полезные ископаемые, в частности на рафинированную медь и хромовую руду, а также на промышленные изделия, в основном текстиль. В структуре ввоза в 1994 преобладали промышленные товары и сырье для индустриальных предприятий, а также топливо. Нефть и газ составили 16% импорта, машины и транспортное оборудование – 34, железо и сталь – 16, а потребительские товары – менее 30%.

Страницы: 1 2 3 4


Высотные фронтальные зоны
Зоны относительно повышенных горизонтальных градиентов температуры (и давления), прослеживаемые на картах барической топографии, называют высотными фронтальными зонами (ВФЗ). Прохождение ВФЗ вызывает значительные локальные изменения метеорологических величин не только в нижней и средней тропосфере, ...

Макроэкономика и финансовый климат Швеции
Темпы прироста ВНП в индустриально развитых странах снизятся под влиянием азиатского кризиса в среднем на 1%. Для Швеции это означает падение темпов роста ВНП в 1998 году с 3,1% до 2,8% по более оптимистичным прогнозам, до 1,8% по другим оценкам. На долю рынков кризисных стран приходится не более 3 ...

Стратегическое значение Севера для экономики России
геополитический экономика Особенности северных районов, обусловленные наличием стратегических сырьевых ресурсов, монополизированностью рынков, требованиями особой надежности инфраструктурных систем жизнеобеспечения населения и производства в суровых природно-климатических условиях, накопившимися со ...