Атласная картография советского времени
Страница 1

Прочее » Атлас Козельского района Калужской области » Атласная картография советского времени

Создание атласов в советский период. С установлением советской власти в России и образованием СССР связана подготовка географических атласов нового, более высокого уровня. Методологические установки для создания атласом были сформулированы В.И. Лениным в письмах 1920 1921 п. (Полн. собр. соч. Т. 51, 52, 53). Это – полнота и целостность содержании атласа, многосторонняя характеристика явлений, отражение явлений в историческом развитии, показ динамики в развитии экономики. Как пилить циркулярной пилой изготовление ручной или стационарной циркулярной.

Эти установки были частично использованы уже при издании совершенно оригинальных произведений – Атласа промышленности СССР в пяти частях (1929–1931) и Атласе энергетических ресурсов СССР (1933–1935).

Но подлинным этапом в развитии атласной картографии стала работа над Большим советским атласом мира (БСАМ). Атлас задуман как капитальное комплексное произведение в трех томах, включающее исчерпывающую информацию о природе, экономике, населении и политическом устройстве мира и страны. Для создания атласа был сформирован научно-исследовательский институт (НИИ БСАМ), объединяющий географические и картографические силы страны. В 1937 г. вышел в свет I том, содержащий серии карт по физической, экономической и политической географии мира, а также серии карт на территорию СССР (всего – 146 с, 216 карт). В 1940 г. – II том с региональными картами республик, краев и областей и картами Гражданской войны (всего – 143 с, 216 карт). Изданию III тома помешала война (серия тематических карт материков и иностранных государств).

БСАМ отражает уровень топографической изученности мира в целом и страны на начало XX в.; содержит полную серию природных карт, большинство из которых выполнены впервые; включает экономические карты, обобщающие многолетнюю статистику, а также совершенно новые по содержанию карты политической направленности (колониальная зависимость, рынки сбыта, экономическая зависимость стран и т.д.). Картографические приемы отражения взаимосвязей и динамики явлений, использованные в НСАМ, стали классическими. На Всемирной выставке 1937 г. в Париже коллектив создателей атласа был удостоен высшей награды.

Этапным моментом атласной картографии XX в. стала подготовка национальных атласов. Национальный атлас – это атлас страны, содержащий разностороннюю характеристику ее природы и ресурсов, населения, истории и культуры, хозяйства и экономики, экологического состояния территории. Национальный атлас является официальным государственным изданием, своего рода визитной карточкой страны. Это энциклопедическое произведение научно-справочного характера. Например, в предисловии к Национальному атласу США (1970) говорится, что его издание окажет действенную помощь в практической деятельности государственных организаций, в разработке различных планов и проектов, в организации рационального размещения производительных сил, а также для просвещения, для повышения культуры масс народа, стремящегося лучше узнать свою страну.

Традиция подготовки национальных атласов зародилась в конце XIX в. В 1899 г. был издан Национальный атлас Финляндии – родоначальник комплексных национальных атласов. До Второй мировой войны национальные атласы были подготовлены в большинстве стран Европы. Но настоящего расцвета этот процесс достиг в 60–80 гг. XX в., когда роль организатора и разработчика нормативных документов взяла на себя Комиссия Национальных атласов Международного Географического Союза. Работу бессменно возглавлял заведующий кафедрой картографии географического факультета МГУ профессор К.А. Салищев (1905–1988). Была подготовлена единая программа и рекомендации по созданию национальных атласов, в которой, с одной стороны, предусматривалась унификация однотипных изданий, а с другой, раскрывались возможности отражения в атласе специфики природы, населения и хозяйства своей страны.

Комиссия Национальных атласов оказывала действенную помощь государствам, готовящим атласы. Рецензировались и обсуждались программы новых произведений, отдельные карты и завершенные работы. В настоящее время большинство стран мира имеют национальные атласы. Во многих странах они регулярно обновляются и переиздаются. Естественно, научная и практическая ценность атласов разных стран неодинакова. Сказывается различная степень изученности территории страны, уровень развития наук о природе и обществе. На создание национальных атласов мобилизуется научный потенциал страны, над ним работают ведущие ученые. Это всегда весомый вклад в развитие культуры страны. Обычно национальные атласы большеформатные (настольные), отличного оформления и издания. Помимо серий карт они включают подробные тексты, справочные данные, указатели географических объектов. Одним из последних издан Национальный атлас Китая (1999).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Воздушный транспорт
транспорт урал водный железнодорожный автомобильный Авиационный транспорт - наиболее дорогой вид транспорта, но в то же время самыйбыстрый. Получил развитие и авиационный транспорт. Через территорию Уралапроходят многие международные авиалинии. Главный узел авиалиний - Екатеринбург. Район имеет шир ...

Температура почвы
Температура почвы оказывает существенное влияние на формирование термического режима атмосферы. Поверхность почвы является тем деятельным слоем, которой непосредственно поглощает солнечную радиацию в дневные часы, преобразуя ее в тепло. Рис.1 Годовой ход температуры поверхности почвы. По графику ср ...

Машиностроение
Основная специализация машиностроения – автомобильная. Крупными центрами машиностроения является Ижевск, также Сарапул и Воткинск. ...