Основные понятия, цели, задачи и проблемы региональной экономики
Страница 3

- обеспечение стабильности в политическом отношении, недопущение межэтнической напряженности и противоречивости.

Реализация этих задач исключает унифицированный подход к проведению экономических реформ, ориентированных на средние условия. Необходима гибкая региональная политика с учетом особенностей каждого региона, различных стартовых условий вхождения в рынок, природно-ресурсного и трудового потенциала, экологической обстановки и природных условий в отдельных регионах.

Таким образом, региональная политика опирается на развитие региональной экономики, смещение центра тяжести от общих территориальных проблем Федерации на региональный уровень с учетом рациональности развития отдельных районов, не разрушая единого экономического пространства государства в целом.

Тем не менее, в экономиках значительной части национально-территориальных образований наблюдается четко выраженная тенденция к увеличению дотационности. В современных кризисных условиях данная тенденция привела к заметному увеличению количества дотационных и депрессивных регионов. Подробнее сравнительные показатели экономического развития национально-территориальных образований будут рассмотрены в следующем подпункте, поскольку сначала необходимо рассмотреть общую проблематику депрессивных субъектов Федерации.

Под депрессивным регионом в данном исследовании понимается национально-территориальное образование – субъект РФ, в наибольшей степени пострадавшее от негативных последствий мирового финансового кризиса (роста безработицы, спада производства, снижения реальных доходов населения) вследствие особенностей своей специализации и структуры. Депрессивный регион может представлять собой довольно благополучную территорию страны в прошлом, с наличием промышленной и производственной инфраструктуры, а его реальное состояние в настоящем связано с кризисом всей российской экономики, который обусловил спад производства по отраслям и, соответственно, по многим регионам.

В качестве основных критериев депрессивного региона учитываются: спад промышленного и сельскохозяйственного производства; уровень безработицы и темпы ее роста; реальные доходы населения и темпы их изменения.

По результатам проведенных исследований из 26 национально-территориальных образований РФ к депрессивным регионам или к регионам со стабильно низким уровнем жизни относятся республики Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Северная Осетия, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика.[8]

Так, например, различие между максимальным (в Ненецком автономном округе) и минимальным (в Ингушетии) размерами среднедушевых денежных доходов населения РФ в январе-сентябре 2009 г. составило 8,4 раза. По итогам 2009 г. зафиксирован высокий коэффициент вариации денежных доходов на душу населения по разным национально-территориальным образованиям РФ - 42,6%. В той же Ингушской Республике, несмотря на прирост реальных денежных доходов населения на 20% в 2009 г. размер среднедушевого денежного дохода по-прежнему остается самым низким среди других национально-территориальных образований РФ. Также к концу сентября 2009 г. по сравнению с концом сентября 2008 г. в большинстве национальных субъектов РФ число безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, сократилось, за исключением республик Адыгея, Дагестан, Северная Осетия и Ингушетия.[9]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Южная Америка
Ю́жная Аме́рика — континент, расположенный в пересечении Западного и Южного полушария планеты Земля., площадь(км²) - 17 824 513, население (на 1 июля 2008) - 382 426 293, Плотность населения (на км²) Считается , что заселение людьми произошло через Берингов перешеек, теперь Бери ...

Выветривание и почвы
Твердую наружную оболочку Земли, или литосферу, наряду с коренными монолитными породами слагают рыхлые образования, возникшие путем разрушения подстилающих их коренных пород или принесенные издалека ветром, водой или льдом. Рыхлые породы часто изменены до состояния почвы. Превращение твердых пород ...

Транспортная и инженерная инфраструктуры
Транспорт в Омской области - одна из важнейших отраслей экономики Омской области, обеспечивающая экономические связи как внутри области, так и с другими регионами. Представлен автомобильным, железнодорожным, речным, авиационным, трубопроводным, а также городским электрическим (трамвайным и троллейб ...