Основные понятия, цели, задачи и проблемы региональной экономики
Страница 6

С учетом изложенного сформулируем собственную позицию по рассматриваемому вопросу определения экономического содержания понятия «депрессивный регион». Под депрессивными следует понимать регионы, интегральный показатель уровня развития которых не превышает 50% от среднероссийского.

При этом представляется целесообразной классификация депрессивных регионов по трем подгруппам.

1. Регионы, относимые к депрессивным в соответствии с приведенным определением, фактический (на дату последнего определения) интегральный показатель уровня развития которых находится в диапазоне 30 - 50% и имеющие позитивную динамику валового регионального продукта в течение трех последних лет (темпы роста ВРП опережают среднероссийские показатели). Эти регионы могут быть классифицированы как умеренно депрессивные.

2. Регионы, относимые к депрессивным (с интегральным показателем уровня развития в диапазоне 30 - 50%) и имеющие негативную динамику ВРП в течение трех последних лет, или регионы с усиливающейся депрессией.

3. Глубоко депрессивные (отсталые) регионы, интегральный показатель уровня развития которых составляет менее 30% от среднероссийского значения.

Вместе с тем выработка общего подхода к раскрытию экономического содержания понятия «депрессивный регион» на основе сравнительных интегральных количественных оценок уровня развития регионов представляется крайне сложной из-за наличия явно не согласованных региональных интересов.

Поэтому более целесообразно сосредоточить внимание на проблемах длительного нарастания кризисных явлений в региональном развитии. Однако в настоящее время среди множества теоретических подходов практически отсутствует направление, связанное с теоретической разработкой региональных кризисов, что особенно актуально для российской экономики, отличающейся большими пространственными параметрами.

Хотелось бы подчеркнуть особую сущность кризисов регионального развития, которые имеют иное содержательное и формальное наполнение, нежели кризисы мировые и общероссийские.

Во-первых, главной характеристикой таких кризисов является не традиционная цикличность, связанная с абсолютными параметрами сокращения и роста объемов производства (которые часто тоже имеют место), а длительное отставание экономической динамики, нарастание разрывов (или, согласно западной терминологии, «гэп» - непреодолимой пропасти, расстояния).

Во-вторых, им присущи нарастающие отрицательные совокупные миграционные тенденции на территории - оттоки труда, капитала и инвестиций становятся устойчиво преобладающими.

В-третьих, ускоренно развиваются и явления, присущие более масштабным экономическим кризисам, - высокий уровень инфляции, блокирующий использование сбережений на инвестиции; перенакопление готовой продукции инвестиционного назначения; увеличение безработицы; понижение средней заработной платы; сокращение спроса на предметы потребления и услуги потребительского назначения, что дополнительно способствует сокращению производства и раскручиванию так называемой «спирали кризиса».

Все это распространяется и на региональные составляющие. Соответственно, описание этих кризисов более адекватно через экспоненциальные тренды, чем через волнообразные циклические колебания. По своей сути региональные кризисы не соответствуют ни коротким, ни средним, ни длинным циклам - у них своя временная и пространственная характеристика. При этом в процесс региональных кризисов могут оказаться вплетенными любые другие типы кризисов, что делает ситуацию еще более сложной, затратной и продолжительной по времени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Водный транспорт
Внутренний водный транспорт (он же - речной) относится к одному из древнейших видов транспорта. Он развит на реках Камского бассейна. В районе протекает 9 крупных рек; расположено десять озер, из которых Иртяш, Уелги, Пелымский Туман и Увильды имеют площадь зеркала более 50 км2. Перевозки водным тр ...

Миланский собор
Миланский собор посвящен рож­деству Богоматери, но называют его чаще просто Дуомо (il Duomo) или по-милански — el Domm. Пер­вый городской собор (IV), освященный во имя св. Теклы (Феклы), располагался на том месте, где те­перь разбита p. del Duomo. Во время строительства подземки архео­логи обнаружи ...

Транспорт
Район известен плотной сетью железных и автомобильных дорог. Здесь находятся лучшие автодороги с твердым покрытием. Крупными транспортными узлами являются Чоп, Львов, Черновцы, Ивано-Франковск, Дрогобыч, Самбор, Стрый. Львовский аэропорт имеет статус международного. Интенсивно развивается трубопров ...