Императорский фарфоровый завод
Страница 3

Начиная с эпохи АлександраI и до конца 60-хгодовХIХвека, особое место в выпуске завода занимали вазы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов. Живопись была главным образом видовой и батальной. Вторую по значимости группу изделий составили дворцовые сервизы.

В александровскую и николаевскую(1825–1855) эпохи были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга. Они отличались различными стилевыми направлениями. В числе других заявило о себе «русское» направление. По проектам ученого-археолога, знатока русских древностей Ф.Солнцева на заводе был сделан сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН).

Николаевский фарфор отличался виртуозной живописью. На вазах воспроизводились полотна старых мастеров— ЛеонардодаВинчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо и др., в основном из коллекции Эрмитажа. Копии поражали точностью и тонкостью пунктирных линий. Гамма цветов, чистота и блеск красок в полной мере были адекватны оригиналу. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах. Первенство завода в живописи по фарфору было подтверждено получением дипломов на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене.

В 1844 году, к столетнему юбилею Императорского фарфорового завода, здесь основали музей, пополненный вещами из кладовых Зимнего дворца (решение изготавливать вещи в двух экземплярах— один для двора, другой— для музея, было принято лишь при императоре АлександреIII)

В отличие от своих предшественников, АлександрII(1855–1881) личного интереса к заводу не проявлял. В 70-е годы производство фарфора сократилось, сохранялись лишь праздничные пасхальные и рождественские поднесения ко двору, установленные еще при ПавлеI, завод продолжал работать на пополнение сервизов дворцовых кладовых. Размеры изделий были уменьшены, отделка и декорирование стали гораздо скромнее. При всем разнообразии форм, это были в основном копии старой европейской и восточной керамики. Появилась идея о закрытии «бесполезного и убыточного» предприятия.

Спас завод АлександрIII(1881–1894): «ГосударюИмператору благоугодно…, чтобы Императорский фарфоровый завод был поставлен в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и в художественном, дабы мог он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности». На заводе началась работа по созданию крупных сервизов: «Коронационного» и по мотивам Рафаэлевских лоджий в Ватикане, рисунки для которого были лично откорректированы императором. На выбор художественного пути завода влияние оказали личные вкусы и пристрастия самого императора. Он отдавал предпочтение китайским и японским вазам, терракоте, цветным глазурям, подглазурной живописи, которую ввела в моду Копенгагенская королевская мануфактура. Подглазурная живопись получила на ИФЗ широкое применение, еще и потому, что супругой императора была датская принцесса МарияФедоровна.

В годы царствования последнего российского императора НиколаяII(1894–1917), благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. Богатство художественной технологии является гордостью завода, а в дальнейшем, в годы первой мировой войны, служит рождения целых отраслей химического и электротехнического фарфора. В числе крупных заказов были два, сделанные императрицей АлександройФедоровной, под патронатом которой находился завод после его провала на Всемирной парижской выставке в 1900 году. Это сервизы «Александринский» и «Царскосельский». По заказу НиколаяII завод изготовил серию «военных тарелок» с изображением войск в мундирах времени АлександраIII и скульптурную серию «Народы России» по моделям П. Каменского. Серия продлевала во времени начинание ЕкатериныII и служила идее утверждения русской государственности. Отличительная черта фигур— их этнографическая достоверность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Полезные ископаемые
В южном районе распределение месторождения и запасов полезных ископаемых по территории крайне неравномерно. Если строительные материалы более или менее равномерно распределены на территории района, то остальные полезные ископаемые Бентонитовые глины (глины с высокой пластичностью, набухаемостью, св ...

Поверхностные и подземные воды
Эрозия земной поверхности начинается с момента удара дождевых капель о землю. Обратите внимание на обнаженную, лишенную растительного покрова землю после дождя. Вокруг каждого камешка земля вынесена, лишь под ним, как бы под его защитой, сохраняется крошечный участок почвы. Когда дождевой воды выпа ...

Почвенный покров Земли
Есть строгая закономерность в распределении почв на земном шаре. Закономерность эта определяется особенностями природных условий и соответствует географическим поясам и природным зонам. Почвы тропических, субэкваториальных и экваториального поясов. По основным климатическим и растительным факторам ...