Отраслевая и территориальная структура
Страница 4

Прочее » География пищевой промышленности » Отраслевая и территориальная структура

Производство сахара основано на использовании двух видов сырья: сахарного тростника и сахарной свеклы. Развитие сырьевой базы оказало дальнейшее воздействие в 1950-2005 гг. на размещение сахарной отрасли. В 1950 г. из сахарной свеклы получили 47% сахара и 53% — из сахарного тростника. В 2005 г. сахарный тростник стал главным видом сырья — на его основе произвели 71% сахара в мире. Таким образом, характер сырьевой базы изменил и размещение всей сахарной промышленности мира.

Важнейший результат сдвигов в размещении производства сахара в 1950-2005 гг. — лидирующая роль Азии, дающей более 1/3 продукции в мире. В целом два региона — Азия и Южная Америка — суммарно дают около 60% сахара, а Индия и Бразилия заняли ведущие места в отрасли. Следствием распада СССР и СЭВ явилось резкое падение производства сахара на Кубе, которая до 1991 г. была одним из лидеров мировой сахарной промышленности. В 2005 г. она не вошла даже в десятку ведущих продуцентов сахара, ибо потеряла рынки сбыта в Восточной Европе, а США сохраняют эмбарго на торговлю с Кубой.

Внешняя торговля продукцией пищевой промышленности имеет преимущественно характер ассортиментного обмена разными ее видами. Исключение составляет сахар, экспорт и импорт которого определяется балансами потребления и производства в каждой стране. Это обусловило специализацию отдельных государств на производстве и внешнеторговых поставках тех или иных видов продукции, например, Новая Зеландия — крупнейший экспортер (20% мирового экспорта) животного масла — вывозит 83% этого продукта, а Нидерланды — даже 136% (включая реэкспорт масла).

В пищевкусовой промышленности большинство ее продуктов (чай, кофе, какао, различные специи) имеют свои потребительские достоинства. Их производство растет, и оно обычно привязано к определенным природным зонам планеты, где сельское хозяйство многих стран специализируется на их получении.

Экологические, социальные и экономические проблемы обусловлены в данной отрасли только изготовлением алкогольных напитков и табачной продукции. Их влияние на здоровье людей вызывает все большее беспокойство медицинской науки, общественных движений (например, «зеленых»); принимаются административные меры по регулированию этой продукции в рекламе, продажах и т.д.

Тенденция сокращения потребления алкогольных напитков затронула не только крепкие, но и слабоалкогольные — виноградные вина. Их производство после Второй мировой войны росло, а затем стало снижаться (1960 г. — 24 млрд л, 1980 г. — 35 и 2005 г. — 25 млрд л). География виноделия за эти десятилетия не изменилась: Италия, Франция и Испания стабильно дают более 1/2 виноградных вин в мире.

Производство пива, наоборот, быстро росло (1960 г. — 40 млрд л, 2005 г. — 126 млрд л). География отрасли также мало изменилась: основное количество пива вырабатывают США и многие западноевропейские государства (суммарно до 1/4 мировой продукции). Очень быстро развивалось пивоварение в КНР, которая вышла на второе место среди продуцентов напитка после США.

Особенно быстро увеличивается потребление минеральной и родниковой воды, различных соков и тонизирующих напитков типа «Кока-Кола». В наиболее развитых государствах их потребление на душу населения уже превышает традиционные алкогольные напитки, включая пиво (в США — до 100 л пива и более 200 л вод и соков).

Вопреки задачам экологии, охране здоровья людей продолжается быстрое увеличение выпуска табачных издели', за 1950—2005 гг. производство сигарет в мире выросло с 1267 до 5410 млрд шт., т.е. около 1 тыс. шт. на каждого жителя планеты (а в некоторых странах с экспортным значением продукции — до 8 тыс. шт.). Эта продукция относится к одной из самых доходных в экономике: ее выпуск растет как в странах с невысоким уровнем жизни (КНР — лидер производства сигарет в мире), так и в США. Однако в этой стране ведется энергичная борьба с курением, а 30% сигарет идет на экспорт. Та же ситуация в ФРГ, где очень мощное движение «зеленых». Крупнейшим импортером сигарет стала Россия: в 2005 г. она «поглотила» около 12% мирового импорта этой продукции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9